Аналитика Публикации

28
ноября

Сведения о бенефициарных владельцах: раскрыть и не ошибиться

Источник: Журнал "Рынок ценных бумаг"


Илья Шенгелия, Менеджер проектов Южной дирекции

В августе 2017 г.  Правительство России опубликовало правила, по которым юридические лица должны предоставлять государственным органам сведения о своих бенефициарных владельцах.

Новые правила позволят проверять то, как компании устанавливают, обновляют и хранят сведения о лицах, которые контролируют их действия. Для надлежащего исполнения своих обязанностей необходимо детально разобраться в новых положениях, так как на практике они могут быть истолкованы неоднозначно.

Вникнуть в суть

Юридические лица должны выявлять, актуализировать и хранить информацию о своих бенефициарных владельцах с декабря 2016 г. Эти обязанности установлены в ст. 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Закон № 115-ФЗ). Кроме того, документ предусматривает обязанность компании предоставлять имеющиеся сведения государственным органам по их запросам. Правительство России утвердило правила исполнения таких запросов Постановлением от 31 июля 2017 г. № 913[1] (далее — Правила № 913). К февралю 2018 г. должны появиться ведомственные акты, направленные на реализацию этого постановления, после чего механизм заработает в полную силу.

Запрашивать сведения вправе Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу, а также территориальные органы этих ведомств (п. 1 Правил № 913).

Раскрывать информацию по запросам обязаны почти все юридические лица. Закон в этом случае ни для кого исключения не устанавливает, но его нормами закреплено, что располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и устанавливать в отношении них определенные законом сведения должны не все лица (ч. 2 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ). Перечь лиц, на кого эти требования не распространяются, приведен в абз. 2-5 подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Если компания не обязана обладать сведениями, то понудить ее предоставить эти сведения будет невозможно. Подобной позиции придерживается и Росфинмониторинг. Согласно разъяснениям регулятора юридические лица, которые не обязаны устанавливать, хранить и обновлять информацию, не обязаны также ее и предоставлять[2].

Приведенных правовых оснований достаточно, чтобы истребовать у организации сведения о ее бенефициарных владельцах. Вникать в фактические обстоятельства, которые побудили государственный орган направить запрос, нет необходимости. Законодательство не требует, чтобы орган объяснял подобные действия, поэтому отвечать на запрос придется независимо от наличия в нём мотивировки.

Согласно ст. 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) компании, не исполнившей запрос, а также обязанности по установлению, обновлению и хранению информации о бенефициарных владельцах, грозить штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Распознать бенефициарных владельцев

Первоочередная задача компании — определить исчерпывающий круг своих бенефициарных владельцев — каждого, кто отвечает установленным законом признакам. Если хотя бы одно такое лицо останется без внимания, у контролирующих органов появятся основания для претензий.

Бенефициарный владелец — это не только тот, кто в конечном счете владеет компанией. Помимо него признакам бенефициарного владельца могут отвечать и другие лица, в том числе не имеющие корпоративных прав участия в компании. Число таких лиц не ограничено, но в отношении каждого из них компания должна располагать необходимой по закону информацией. Такого же мнения придерживаются и регуляторы[3]. Однако признаки, по которым закон относит лиц к бенефициарным владельцам, на практике могут толковаться по-разному. Приведены эти признаки в ч. 8 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ.

Первый из них не вызовет затруднений. Он непосредственно касается корпоративного владения: к бенефициарным владельцам относится физическое лицо, которое прямо или через третьих лиц имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале юридического лица.

Второй признак недостаточно точен: бенефициарным владельцем будет являться также физическое лицо, которое в конечном счете имеет возможность контролировать действия организации. При этом не уточняется, какое содержание законодатель вложил в формулировку "возможность контролировать".

Росфинмониторинг понимает под таким контролем возможность физического лица на основании договора с контролируемым юридическим лицом оказывать существенное влияние на некоторые его решения[4]. Но это не единственный фактор, который, по мнению регулятора, следует учитывать. Другие факторы Росфинмониторинг предложил самостоятельно устанавливать организациям, которым предстоит квалифицировать лицо в качестве бенефициарного владельца.

Такие разъяснения уточняют вектор движения, но в полном объеме не могут применяться с целью обязать компании раскрывать своих бенефициарных владельцев. Позиция Росфинмониторинга была опубликована еще до рассматриваемых нововведений в законодательстве и касалась смежного регулирования — толкования термина "бенефициарный владелец", который некоторые организации должны использовать для идентификации своих клиентов. Именно эти организации, по мнению регулятора, должны самостоятельно установить критерии, по которым будут определять, что физическое лицо контролирует их клиента. Предоставлять такую же самостоятельность юридическим лицам при идентификации собственных бенефициарных владельцев может быть неоправданно. В этом случае будут отсутствовать четкие и единые для всех критерии, на основании которых контролирующий орган смог бы оценить законность действий юридического лица и наличие оснований для ответственности.

Если у компании возникнут трудности с толкованием признаков (??), которыми необходимо руководствоваться для определения собственных бенефициарных владельцев, целесообразно заранее запросить соответствующие разъяснения у уполномоченных регуляторов.

Собрать полную информацию

Закон обязывает устанавливать, обновлять и хранить информацию, предусмотренную абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Состав этой информации не должен вызывать затруднений, но только если документ, удостоверяющий личность бенефициарного владельца, имеет универсальный характер, как, например, паспорт гражданина России. В противном случае могут потребоваться дополнительные разъяснения уполномоченных государственных органов. Это связано с тем, что законодатель не конкретизировал, какие именно документы допустимо рассматривать в качестве удостоверяющих личность бенефициарного владельца.

Росфинмониторинг и Банк России в своих актах уже давали разъяснения по этому поводу, но только применительно к идентификации клиентов некоторых видов организаций[5]. Так как эти акты регулируют специфические правоотношения, применять установленные ими правила к идентификации собственных бенефициарных владельцев будет не совсем корректно.

Несмотря на то что закон обязывает располагать лишь самой информацией о бенефициарных владельцах, компании следует также получить документы, которые подтвердят достоверность этих сведений. Такая необходимость обусловлена тем, что по запросам уполномоченных органов юридическое лицо должно предоставлять только документарно подтвержденную информацию (ч. 6 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Полные копии документов, идентифицирующих личность бенефициарных владельцев, понадобятся компании также и потому, что закон не конкретизирует, какими именно реквизитами (данными) этих документов должна располагать компания.

Принять все меры

Для выяснения сведений о бенефициарных владельцах компании целесообразно принимать максимальное количество доступных мер, пока не будет достигнут положительный результат.

Росфинмониторинг разъяснил[6], что юридическое лицо, не сумевшее установить своего бенефициарного владельца, может подтвердить информацию о принятых для этого мерах запросами учредителям (иным контролирующим лицам) и ответами на эти запросы. Однако регулятор не уточнил, будет ли таких документов достаточно, чтобы обосновать добросовестность компании. К тому же мнения одного лишь Росфинмониторинга может не хватить, чтобы обосновать свою правоту, помимо органов Росфинмониторинга дела об административных правонарушениях в этой области вправе возбуждать еще органы ФНС России и Банк России, а рассматривают такие дела судьи.  

Если компания не предпримет все зависящие от нее меры, ее бездействие могут квалифицировать как признаки вины юридического лица, закрепленные п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. В ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ специально акцентируется внимание на том, что юридическое лицо должно "принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры", чтобы установить необходимую в силу закона информацию о бенефициарных владельцах.

Упомянутое в Законе № 115-ФЗ право компании истребовать необходимую информацию у своих учредителей или участников является лишь примером доступных мер, одним из возможных вариантов. Но этот механизм не гарантирует стопроцентный результат. Если запрос останется неисполненным и компания не предпримет другие меры для выяснения необходимой информации, контролирующие органы смогут предъявить к ней соответствующие претензии.

Уложиться в сроки

Срок для исполнения запроса уполномоченного органа —5 рабочих дней с момента получения запроса. Поправки в ранее предоставленную информацию необходимо предоставить в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения неполноты, неточностей или ошибки. Оба этих срока установлены в п. 4 Правил № 913.

Срок, до истечения которого компания обязана располагать информацией о бенефициарных владельцах, не установлен. Законодательство не определяет также срок, в течение которого организация должна принять меры по установлению сведений о лицах, которые ее контролируют. Поэтому обе эти обязанности должны быть исполнены одновременно — 21 декабря 2016 г., когда вступили в силу изменения законодательства, предусмотревшие эти обязанности (для вновь созданных компаний — в день их создания).

Компании также стоит обратить внимание на дату, когда меры по идентификации бенефициарного владельца принесут результат, так как с момента принятия таких мер может пройти некоторое время. В этом случае дата, когда компании станет известен ее бенефициарный владелец, и дата, когда она получит о нем необходимые сведения, будут различаться. Обе эти даты следует учитывать, чтобы исчислить срок исполнения сопутствующих обязанностей: не менее пяти лет хранить информацию о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них требуемых сведений, а также обновлять и документировать эту информацию не реже одного раза в год.

Юридическому лицу следует оперативно актуализировать полученную информацию и подтверждающие документы. Это связано с тем, что по запросу уполномоченного органа сведения о бенефициарных владельцах должны быть представлены по состоянию на дату, указанную в запросе (п. 4 Правил № 913).

Указанное положение свидетельствует о том, что компания не должна останавливаться на достигнутом, даже если не удалось с первого раза получить необходимую информацию. Законодательство прямо не обязывает повторять попытки, однако не исключена трактовка, согласно которой это следует делать, чтобы исполнить обязанность по обновлению информации. Отсутствие сведений и причины их отсутствия — это тоже информация.

Трудно прогнозируемая позиция регуляторов касательно рассмотренных вопросов создает для компаний вполне осязаемые риски. Поэтому внимательное отношение к исполнению своих обязанностей может позволить избежать предъявления необоснованных претензий.


[1] См. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2017 г. № 913 "Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", по запросам уполномоченных органов государственной власти".

[2] См. Информационное сообщение Росфинмониторинга, http://www.fedsfm.ru/news/2375.

[3] См. п. 4 Информационного сообщения Росфинмониторинга, http://fedsfm.ru/companies/messages/935, письмо Банка России от 28.01.2014 № 14-Т.

[4] См. п. 2 Информационного сообщения Росфинмониторинга, http://fedsfm.ru/companies/messages/935.

[5] См. Информационное письмо Росфинмониторинга от 18.03.2009  г. № 2, Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59, а также Положения Банка России от 12.12.2014 г.  № 444-П и от 15.10.2015 г. № 499-П.

[6] См. Информационное сообщение Росфинмониторинга, http://www.fedsfm.ru/news/2375.

Связанные услуги

Связанные отрасли

Шенгелия_РЦБ_Сведения о бенефициарных владельцах_раскрыть и не ошибиться_11.2017

Скачать файл
Файл добавлен 28.11.2017
Презентация .pdf (214 Кб)
Консультация эксперта

Подать заявку на участие

Соглашение