Аналитика Публикации

19
ноября
2020

Юрий Татринов прокомментировал вопрос отбора проектов модернизации генерирующих мощностей тепловых электростанций

Источник: Энергетика и промышленность России


Юрий Татаринов, Руководитель Практики по проектам в энергетике

ТЭС составляют более 67% от установленной мощности единой энергосистемы России, при этом 44 % ТЭС являются критически изношенными, их возраст достиг или превысил 40 лет.
Стартовавшая в 2019 году программа модернизации ТЭС позволит в течение 10 лет с 2022 года обновить (продлить ресурс работы) около 41 ГВт тепловых мощностей (25% от всех ТЭС).

Проведенные в 2019 году конкурентные отборы проектов модернизации ТЭС (КОММОД) на 2022–2025 гг., в ходе которых было отобрано 17,22 ГВт, позволили снизить средневзвешенные капитальные затраты относительно предельных в 3 раза, а суммарный объем ценовых заявок составил более 50 ГВт, что более чем в 3 раза превысило квоту. Конкурентный механизм отбора проектов модернизации ТЭС показал свою эффективность.

На 2020 год Правительством РФ в целях создания условий для развития локализованных отечественных газовых турбин, отличающихся высокой эффективностью производства электроэнергии, запланировано расширение программы модернизации ТЭС путем проведения в текущем году конкурентного отбора проектов с использованием инновационных газотурбинных установок объемом 2 ГВт на 2026-2028 годы (КОММОД ПГУ).

Нормативно было закреплено положение об одновременном проведении этих двух видов отбора – КОММОД на 2026 год и КОММОД ПГУ на 2026-2028 годы.

Однако проведение КОММОД на 2026 год и КОММОД ПГУ на 2026-2028 годы в 2020 году уже трижды переносилось и теперь должно состояться 1 декабря 2020 года. Причина переносов – в продолжающейся дискуссии о достаточной величине предельного капекса на реализацию проектов модернизации ТЭС с применением инновационных газовых турбин, включая предельные капексы на отдельные мероприятия, входящие в такой проект. Дискуссия важна, т.к. от ее исхода напрямую будет зависеть – придут ли инвесторы с машиностроителями на отбор, будет ли конкуренция и в итоге будут ли созданы условия для создания локализованных отечественных газовых турбин.

В настоящее время Министерством энергетики РФ организована экспертная работа по оценке необходимых затрат для реализации таких проектов, которая может занять определенное время, а с учетом необходимости внесения изменений в Правила отбора говорить о возможности проведения КОММОД ПГУ 1 декабря 2020 года не приходится.

В этих условиях Ассоциация «Совет производителей энергии» обратилась в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность проведения КОММОД на 2026 год в установленный срок – 1 декабря 2020 года, а проведение КОММОД ПГУ перенести на период, достаточный для нормативного урегулирования остающихся вопросов и подготовки участников к участию в отборе.

Ассоциация считает, что такое разнесение отборов во времени обосновано и допустимо, так как технологически эти отборы не связаны друг с другом и могут быть проведены в разные сроки без негативных последствий для энергосистемы и потенциальных участников отборов. А проведение основного КОММод в 2020 году позволит свое-временно обеспечить заказами отечественных производителей энергетического оборудования, что в условиях ограниченного пула таких производителей и длительных сроков изготовления не допустит образования очереди на поставку оборудования, что может повлечь за собой срыв сроков поставки мощности в 2026 году.

Юрий Татаринов, советник Энергетической практики VEGAS LEX, отметил, что целесообразность переноса отбора проектов с использованием инновационных газовых турбин на более поздний срок (отдельно от КОММод) во многом зависит от принятия взвешенного решения по вопросам внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающих в данный момент:

  1. Применение коэффициента 1,5 (вместо 1,2 ранее) к величине типовых капитальных затрат на реализацию мероприятий (для целей определения предельных максимальных капитальных затрат) по переводу генерирующего объекта (ГО) с паросилового цикла в работу с использованием парогазового цикла за счет надстройки ГО газовой турбиной (газовыми турбинами) с установкой АСУ ТП и локальных систем автоматического управления с их дооснащением системами диагностики и прогностики технического состояния газовой (-ых) турбины(-н) в рамках проектов модернизации, заявляемых в проводимом в 2020 году отборе и предусматривающих установку газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, с началом поставки мощности по итогам этого отбора в период с 01 января 2026 года по 31 декабря 2028 года.
  2. Увеличение квоты для предельного объема отбора проектов модернизации ГО тепловых электростанций с применением инновационных газовых турбин одного типоразмера с 1000 МВт до 1200 МВт.
  3. Установление дополнительного условия, при котором в случае если по итогам проведения доп. отбора проектов модернизации ГО тепловых электростанций с применением инновационного энергетического оборудования суммарный объем отобранных проектов составит менее 2000 МВт, то по решению Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики могут быть дополнительно отобраны (разница между суммой мощности фактически отобранных проектов и размером квоты) проекты модернизации ГО тепловых электростанций, которые были заявлены собственниками в общий отбор на 2026 год, но не были отобраны по критерию эффективности. При этом выбор проектов осуществляется по критерию наименьшего значения показателя эффективности.

С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.eprussia.ru/epr/402/5531397.htm

Связанные отрасли

Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение