25 August 2016 |
Есть ли у юруслуг убер-будущееSource "EZH-Yurist" Newspaper Alexandra Vasyukhnova, Partner, Head of Technology and Investment group Юридические услуги очень разные. Между представлением интересов обвиняемого и сопровождением сделки M&A общего мало, несмотря на то, что и тем и другим занимаются юристы. Разнообразие продуктов, предлагаемых юридическими фирмами и частнопрактикующими специалистами, не позволяет составить единый прогноз для всего юридического рынка, равно как и представить какую-то универсальную бизнес-модель для высокотехнологичного сервиса наподобие Uber на этом рынке. "Уберизации" по определению поддаются только высоко-стандартизированные услуги. Это так называемые коммодити – понятные для потребителя продукты стандартного качества, поставщики которых конкурируют главным образом по цене. На нашем рынке к таковым можно отнести сравнительно небольшое количество услуг. Это может быть составление стандартных юридических документов или прохождение различных административных процедур "под ключ", вроде регистрации ООО или получения лицензии. Значительные перспективы "коммодитизации" открывает сфера услуг для физических лиц. В целом же российский юридический рынок еще сравнительно молод, многие продукты находятся в самом начале процесса стандартизации. Спросу на сложные и высокоиндивидуализированные продукты способствует бурно развивающаяся регуляторная среда. Кроме того, значительная часть юридических услуг традиционно предполагает наличие доверительных отношений между клиентом и консультантом, определенной истории взаимоотношений между ними. "Уберизовать" такие услуги в принципе невозможно, да и не за чем. У бизнес-модели Uber есть еще два важных ограничения. До сих пор она была эффективна в сферах, где услугу способен оказать один человек. Если услугу оказывает команда исполнителей, связанных какими-то организационными отношениями вне "убер", то сам сервис теряет смысл, так как происходит дублирование организационной функции. Поэтому в тех вопросах, которые требуют участия команды юристов, шансы "убер" невелики. Вторым существенным ограничением является то обстоятельство, что такая бизнес-модель приживается в тех сферах, где сделки носят повторяющийся или даже регулярный характер. Если вам необходимо составить завещание, то вопросы цены и удобства вряд ли будут самыми важными. Да и второй раз для оформления завещания вы вряд ли воспользуетесь "убер". Можно, конечно, расширить спектр предоставляемых услуг, но тогда возникнут проблемы со стандартизацией процессов, и в итоге сервис может превратиться в доску объявлений. Тем не менее уже сейчас в России появляются юридические сервисы, похожие на Uber или использующие отдельные элементы его бизнес-модели. Они не избавляют от посредника в отношениях и не берут на себя все основные бизнес-функции, но при этом агрегируют предложения и представляют инструменты поиска юристов для конкретного кейса. Есть и онлайн-магазины готовых документов, подготовленных сторонними консультантами. Однако эти сервисы пока что ближе к уже упомянутым доскам объявлений или в лучшем случае Интернет-магазинам, нежели к полноценному "убер". Не исключено, что на данном этапе это предел эволюции "убер"-сервисов на рынке юридических услуг. |
Related areas
Васюхнова_эж-Юрист_Есть ли у юруслуг убер-будущее
Download fileFile added | 15.08.2019 |
Presentation | .pdf (2,6 Мб) |