24 January 2024 |
Илья Шенгелия для Адвокатской газеты: ФНС разъяснила квалификацию незаконных валютных операций по мнимым сделкам
В письме указано, что совершение незаконных валютных операций, то есть операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с его нарушением, составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Ввиду сложившейся судебной практики (дела № А27-8235/2021 и № А51-9495/2021) признаются незаконными валютные операции, совершенные на основании недостоверных документов, а равно внешнеторговые договоры, заключенные для вида без намерения породить соответствующие им правовые последствия (мнимые сделки). При этом договоры и дополнения к ним выступают в качестве документов, служащих основанием для проведения валютных операций, они представляются резидентами органам и агентам валютного контроля в обязательном порядке. Все документы должны быть действительными на день их представления, а представление недостоверных документов служит основанием для отказа уполномоченным банком в выполнении валютной операции. В связи с этим, если факт недостоверности документов, включая внешнеторговые контракты, на основании которых была совершена валютная операция, устанавливается в ходе проверки соблюдения валютного законодательства, по результатам которой выявляются основания для признания таких договоров мнимыми, такие валютные операции следует признавать незаконными в рамках ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. В свою очередь, совершение валютных операций с использованием подложных документов также содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ, в связи с чем налоговым органам помимо возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юрлица следует направлять соответствующие материалы и информацию в правоохранительные органы согласно порядку, установленному письмом ФНС России от 3 марта 2023 г. № ШЮ-4-17/2520@, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностного лица. Подчеркивается, что для корректного применения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при выявлении валютных операций по мнимым внешнеторговым контрактам административное производство нужно возбуждать в отношении юрлица, при этом в отношении должностного лица административное производство следует возбуждать при отказе в возбуждении уголовного дела по направленному в адрес правоохранительных органов сообщению. [...]
Советник направления комплаенс юридической фирмы VEGAS LEX Илья Шенгелия отметил, что валютные операции и раньше рассматривались в качестве незаконных, если не было доказательств, что они совершены в рамках законной внешнеторговой деятельности (см., например, дело № А60-31994/2015). «С учетом накопленной практики ФНС России сейчас акцентирует внимание больше на процессуальном аспекте: законодательство запрещает привлекать дважды к ответственности за одно и то же нарушение. Поэтому перед тем, как решить вопрос об административной ответственности должностного лица, сначала надо дать уголовно-правовую оценку его действий. В такой ситуации компаниям будет сложнее воспользоваться механизмом освобождения от административной ответственности, который был введен в КоАП РФ два года назад. Он исключает ответственность компании, если ее система комплаенса сработала надлежащим образом – были приняли все предусмотренные в законодательстве меры по соблюдению нарушенных требований. Такой механизм действует только при условии, что к моменту рассмотрения дела о вине компании ее должностное лицо уже привлечено к административной ответственности (п. 4 ст. 2.1 КоАП РФ)», – заметил он.
Полная версия статьи и комментарии других экспертов доступны на сайте Адвокатской газеты по данной ссылке. С перечнем услуг фирмы в сфере Реструктуризации и банкротство можно ознакомиться здесь.
|
Related areas
- Defence Industry
- Airports and Aviation
- Agricultural sector
- Automobile industry
- Sport
- Tourism and Entertainment
- Transport infrastructure
- Telecom. Media. Technology (TMT)
- Film Industry, TV & Radio Broadcasting
- Hospitality & leisure
- Services to business owners
- Manufacturing
- Investments
- Banking
- Real Estate and Infrastructure
- Pharmaceuticals and life sciences
- Energy
- Timber and woodworking industry
- Transport and Logistics
- Oil & Gas
- Science and Education
- Metals and mining
- Insurance
- Trade and Commerce
- Ecology