7 December 2015 |
Responsibility for non-fulfilmentОтветственность за неисполнение В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В то же время текущая правоприменительная практика показывает, что формулирование положений контракта о такой ответственности является непростой задачей и имеет определенные нюансы. Согласно действующему законодательству заказчик обязан установить в контракте:
При этом Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 утверждены общие правила определения размеров:
В пунктах 4 и 5 этих правил приводится порядок определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком и заказчиком обязательств, в зависимости от цены контракта, а пунктом 6 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком и определяется по специальной формуле, приведенной в постановлении. Текущая правоприменительная практика указывает на то, что размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. Если в проект контракта не зафиксирована формула и порядок расчета пени, а лишь включена ссылка на правила, установленные в постановлении Правительства №1063, это трактуется, как ненадлежащее исполнение обязанности заказчика по установлению размеров неустойки. Аналогично, не считается надлежащим исполнением обязанности заказчика включение в проект контракта ссылки на постановление вместо установления определенного размера штрафа (Решение Крымского УФАС от 14.09.2015 по делу №06/575 -15; Решение УФАС по Республике Дагестан от 12.03.2015 № 124А-2015; Решение Омского УФАС от 20.07.2015 по делу № 03-10.1/251-2015; Решение Владимирского УФАС от 16.03.2015 № Г 175-04/2015; Решение Кемеровского УФАС от 21.07.2015 по делу № 289/З-2015 и др.). Иными словами, если в проекте государственного контракта заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а именно размер штрафа и пени, такой заказчик может быть признан нарушившим Закон № 44-ФЗ. Нарушением может быть признано использование в проекте государственного контракта следующей формулировки: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом". Надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки, согласно вынесенным решениям правоприменителя, можно считать включение в проект контракта:
Следует также отметить, что, учитывая тот факт, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (НМЦК), в некоторых случаях правоприменители рекомендуют заказчикам устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные постановлением для каждого порогового значения цены контракта (за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК). |
Related areas
Борзова_Медицинский вестник_Ответственность за неисполнение_12.2015
Download fileFile added | 07.12.2015 |
Presentation | .pdf (1,1 Мб) |