марта
2014
Сокращение моносетей
Александр Ситников, Управляющий партнер
Евгений Родин, Партнер, руководитель Практики "Промышленность и Ресурсы"
13 марта 2014 года на официальном интернет-портале правовой информации[1] было опубликовано Постановление Правительства РФ от 7 марта 2014 года № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» (далее – Постановление № 179). Указанным Постановлением внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Нововведения коснулись порядка функционирования территориальных сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя (далее – моносети).
Принятие Постановления № 179 направлено на реализацию Стратегии развития электросетевого комплекса России, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 511-р.
Одной из стратегических целей, поставленных Правительством, является сокращение разрозненности территориальных сетевых организаций и повышение контроля над ними.
Для достижения указанной цели Правительство считает необходимым сократить количество территориальных сетевых организаций и консолидировать их в крупных эффективных участников рынка услуг по передаче электроэнергии, обладающих достаточным масштабом для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций.
Одной из мер реализации поставленной задачи стало создание экономических стимулов для ухода моносетей с рынка или присоединения их к крупным территориальным сетевым организациям.
В Постановлении № 179 Правительство определило содержание понятия «моносеть», а также установило критерии отнесения территориальных сетевых организаций к моносетям.
Так, к моносетям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса. Таких потребителей законодатель определил термином «монопотребители». К моносетям также отнесены территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии гарантирующему поставщику (энергосбытовой или энергоснабжающей организации), действующему в интересах монопотребителя.
Условием отнесения к моносети определены два альтернативных критерия:
- либо доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств монопотребителя составляет не менее 80 процентов суммарной максимальной мощности всех энергопринимающих устройств, технологически присоединенных к моносети;
- либо суммарный объем электроэнергии, отпущенной за последний календарный год монопотребителю (без учета перетока иным потребителям), составляет не менее 80 процентов суммарного объема электрической энергии, отпущенной из моносети.
Экономическим стимулом к уходу моносетей с рынка стало изменение порядка определения стоимости услуг по передаче для монопотребителей. Теперь такие потребители должны будут оплачивать услуги, учитывая две составляющие. Это – единый (котловой) тариф, действующий на территории региона, и тариф, установленный для моносети.
Данная мера выглядит вполне обоснованной. Ведь в большинстве случаев моносети – аффилированные с монопотребителем организации, взявшие в аренду (или на иных условиях) часть электросетевого хозяйства монопотребителя и получающие плату за свои услуги из общего «котла», формируемого за счет платежей всех потребителей региона. Таким способом крупные потребители перекладывали нагрузку по содержанию собственного электросетевого хозяйства на всех потребителей региона и тем самым снижали для себя стоимость электроэнергии.
Теперь же, в соответствии с Постановлением № 179, необходимая валовая выручка моносетей не будет включаться в региональный «котел» услуг по передаче электроэнергии. Следовательно, деятельность моносетей, аффилированных с монопотребителем, не будет иметь экономического смысла.
Однако существуют ситуации, когда монопотребитель не аффилирован с моносетью. В таких случаях он будет находиться в дискриминационных условиях по сравнению с другими потребителями региона, поскольку вынужден будет платить за услуги по передаче электроэнергии больше. Предотвращение подобных ситуаций будет возможно после утверждения Правительством критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Проект Постановления Правительства об установлении таких критериев уже разработан Министерством энергетики России. Состоялась его публикация для обсуждения на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения[2].
С практическим применением Постановления № 179 связано много нерешенных вопросов. Например: с какого момента регулирующие органы будут утверждать тарифы для моносетей, не включаемые в «котел»? С какого момента монопотребители должны будут рассчитываться за услуги по передаче по двум тарифам? Как будет организована договорная модель взаимоотношений монопотребилей, моносетей, котлодержателей и гарантирующих поставщиков? Кто и как будет определять группу лиц потребителя для целей признания территориальной сетевой организации моносетью? И это лишь часть возможных вопросов. Ответы на них даст правоприменительная практика.
Постановление № 179 вступает в силу 21 марта 2014 года, и уже сейчас можно сказать, что реализация задачи по консолидации территориальных сетевых организаций в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса России перешла в практическую плоскость.
Таким образом, действующим территориальным сетевым организациям уже сейчас необходимо разрабатывать решения и принимать меры для преодоления в будущем новых экономических и административных барьеров, чтобы остаться на рынке транспорта электрической энергии.
[1] http://pravo.gov.ru.
[2] http://regulation.gov.ru/project/10772.html.