апреля
2014
Новые правила для потребителей газа
VEGAS LEX_Новые правила для потребителей газа
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (629 Кб) |
Представляем Вашему вниманию аналитический обзор «Новые правила для потребителей газа».
1 марта 2014 года вступили в силу Правила подключения к сетям газораспределения[1]. Указанные Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к газовым сетям проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Документ закрепляет, среди прочего:
- порядок определения и предоставления технических условий;
- особенности информирования заявителя о размере платы за технологическое присоединение;
- порядок заключения договоров о подключении;
- порядок корректировки размера платы за технологическое присоединение при ее определении по индивидуальному тарифу.
Как известно, из статьи 23.2 Закона о газоснабжении[2] следует, что размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов. Такое установление происходит в порядке, определенном Правительством РФ, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением № 1314 Федеральной службе по тарифам Российской Федерации (далее –
ФСТ России) поручено в срок до 1 марта 2014 года разработать с участием Министерства экономического развития Российской Федерации (далее – Минэкономразвития) и утвердить методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее – Методика расчета размера платы).
Упомянутым Постановлением также устанавливается, что начиная с 2014 года газораспределительные организации должны будут вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с подключением объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Предполагается, что, благодаря устанавливаемому порядку осуществления присоединения к газовым сетям, Правила подключения к сетям газораспределения будут в первую очередь способствовать упрощению и удешевлению процедуры технологического присоединения для частных лиц и субъектов малого предпринимательства.
В то же время промышленные потребители, нуждающиеся в больших объемах газа, столкнутся с вводимой системой дифференциации потребителей, а также с изменениями в части установления платы за технологическое присоединение.
Необходимо отметить, что Постановлением № 1314 вносятся изменения в определенные нормативно-правовые акты в области газоснабжения. Так, Основные положения формирования цен на газ[3] дополнены разделом VI.2, регулирующим порядок осуществления платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Согласно упомянутому разделу, при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов до присоединяемых объектов. При этом для целей определения платы за технологическое присоединение разделом VI.2 выделено несколько категорий потребителей газа.
Таким образом, рассматривая Правила подключения к сетям газораспределения во взаимодействии с разделом VI.2 Основных положений формирования цен на газ, можно выделить три группы потребителей газа.
Первая группа – частный сектор (жилые дома, коттеджи и т. д.), общественные здания, а также предприятия бытового обслуживания непроизводственного характера (магазины, кафе и т. д.).
К первой группе относятся потребители с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 15 куб. метров (намеревающиеся использовать газ для целей предпринимательской/коммерческой деятельности) или 5 куб. метров (прочие потребители). В данном случае плата за технологическое присоединение устанавливается в размере от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования заявителя до сети газораспределения газораспределительной организации составляет не более 200 метров при проектном рабочем давлении не более 0,3 МПа.
Мероприятия по подключению упомянутых потребителей осуществляются в срок, не превышающий 1 год, в случае, когда расстояние от границы земельного участка заявителя до точки подключения составляет не более 40 метров и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии со схемой газоснабжения. Исключением являются случаи, когда плата за технологическое присоединение устанавливается в индивидуальном порядке. Также упомянутое правило не действует, если иные сроки предусмотрены инвестиционной программой и соглашением сторон (но не более 2 лет).
Вторая группа – средние промышленные и сельскохозяйственные предприятия, предприятия бытового обслуживания производственного характера (прачечные, фабрики химчистки, предприятия по производству хлеба и кондитерских изделий т. д.), небольшие котельные и т. д.
Для второй группы потребителей газа предусмотрено определение размера платы на основании устанавливаемых стандартизированных тарифных ставок. К данной группе относятся потребители, максимальный часовой расход газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе – менее 0,6 МПа включительно, при этом:
I. протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, от границы земельного участка до точки подключения составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений;
и (или)
II. указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования.
Для данной группы потребителей срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года, за исключением случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (но не более 3 лет).
В третью группу будут попадать в первую очередь крупные энергетические объекты, в том числе тепло- и электрогенерации, а также объекты производства и промышленности, агрохимические предприятия, ритейлерские сети и иные потребители, деятельность которых связана с большими объемами газопотребления.
К данной группе относятся потребители, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также потребители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа включительно, при этом:
I. протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до точки подключения, составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений;
и (или)
II. указанная сеть газораспределения пролегает по территории более чем одного муниципального образования.
Для указанной выше категории потребителей срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 2 года, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (но не более 4 лет).
Согласно пункту 26 (23) раздела VI.2 Основных положений формирования цен на газ, плата за подключение устанавливается исходя из стоимости мероприятий по подключению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в следующих случаях:
§ в случае подключения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа;
§ если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения (в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации).
Таким образом, с 1 марта 2014 года, с вступлением в силу Правил подключения к сетям газораспределения, вводятся новые методы формирования платы за технологическое присоединение.
Как упоминалось ранее, ФСТ России было поручено в срок до 1 марта 2014 года утвердить Методику расчета размера платы. Указанная методика в настоящее время не утверждена.
Во второй половине февраля 2014 года ФСТ России был представлен проект Методики. Следует отметить, что на практике утверждение такого рода документа может осуществляться в сроки, зачастую превышающие 6 месяцев.
Таким образом, в настоящее время складывается ситуация, при которой соответствующие органы тарифного регулирования будут вынуждены устанавливать плату за подключение к газовым сетям, не располагая при этом соответствующими методическими указаниями.
Отсутствие документа, регламентирующего порядок расчета размера платы и (или) соответствующих стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, может привести к разногласиям в части метода расчета платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения.
Учитывая стоимость мероприятий по подключению к газовым сетям промышленных и генерирующих объектов, потребляющих наибольшие объемы газа, упомянутые выше разногласия могут вылиться в судебные споры крупных потребителей газа с соответствующими органами тарифного регулирования.
Следует также отметить, что, несмотря на достаточно удачную попытку законодателя регламентировать отношения, связанные с присоединением к газовым сетям, Правила подключения к сетям газораспределения, вероятнее всего, будут уже на первом этапе применения подвергаться постоянным доработкам и изменениям. Это будет связано, прежде всего, с выявлением на практике нюансов, которым было уделено недостаточное внимание. Учитывая неоднозначность введенной дифференциации крупных потребителей, усложнившуюся систему установления платы за подключение, велика вероятность возникновения судебных споров, вызванных разногласиями в толковании принятых норм.
[1] Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 1314 (далее – Правила подключения к сетям газораспределения и Постановление № 1314 соответственно).
[2] Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" (далее – Закон о газоснабжении).
[3] Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 года № 1021 (далее – Основные положения формирования цен на газ).