+ 7 (495) 933-08-00

Аналитические обзоры

20
ноября
2014

Правила землепользования и застройки в Москве будут утверждаться Правительством Москвы

Коллектив авторов, VEGAS LEX

VEGAS LEX_Правила землепользования и застройки в Москве будут утверждаться Правительством Москвы_11.2014

Скачать файл
Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (819 Кб)

Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ (вступил в силу 15.11.2014)

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ) одним из основных инструментов, призванных обеспечить устойчивое развитие территорий, является градостроительное зонирование. В результате градостроительного зонирования в составе территории муниципального образования выделяются территориальные зоны, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты.

Градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны устанавливаются:

§ виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства;

§ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

§ ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Результатом градостроительного зонирования является утверждение муниципального нормативного правового акта – правил землепользования и застройки (ПЗЗ).

С 1 января 2015 года при отсутствии ПЗЗ в городе Москве в соответствии с действующим законодательством не будет допускаться выдача разрешений на строительство (за отдельными исключениями)[1], изменение видов разрешенного использования земельных участков[2], предоставление находящихся в публичной собственности земельных участков для строительства[3].

Согласно общему правилу, установленному в части 2 статьи 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 63 ГрК РФ полномочия в сфере осуществления градостроительной деятельности на территории города Москвы осуществляются органами государственной власти города Москвы (за исключением случаев, когда законами города Москвы соответствующими полномочиями наделены органы местного самоуправления внутригородских территорий).

С учетом положений части 2 статьи 63 ГрК РФ Градостроительным кодексом города Москвы (Закон г. Москвы от 25.06.2008 № 28) предусмотрено, что ПЗЗ в Москве, как и Генеральный план города Москвы, утверждаются Московской городской Думой в качестве закона города Москвы (статья 36 ГрК города Москвы).

15 ноября 2014 вступил в силу Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В числе прочего данным законом статья 63 ГрК РФ дополнена частью 4.1, согласно которой ПЗЗ города Москвы утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, т.е. Правительством Москвы.

Подобные законодательные изменения позволяют сделать ряд выводов:

1. По всей видимости, срок утверждения ПЗЗ города Москвы, ранее неоднократно переносившийся, больше продлеваться не будет, и соответствующий правовой акт будет утвержден до 31 декабря 2014 года (либо в самом начале 2015 года).

2. Утверждение ПЗЗ города Москвы, проект которых разработан, обсужден на публичных слушаниях и одобрен Мосгордумой в первом чтении еще в 2009 году[4], будет означать начало применения на территории Москвы в полной мере положений главы 4 ГрК РФ, а также ряда других правовых институтов (в частности института развития застроенных территорий (статьи 46.1–46.3 ГрК РФ)).

3. Полноценное использование новых процедур потребует определенной адаптации субъектов отрасли, однако в целом ПЗЗ города Москвы должны стать более рабочим инструментом градостроительной деятельности по сравнению с аналогичными правовыми актами других городов (еще одним исключением является Санкт-Петербург), поскольку внесение в них изменений (прежде всего, связанных с изменением границ территориальных зон) не будет требовать принятия отдельного закона города Москвы, а будет оформляться постановлением Правительства Москвы, принимаемым на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (ГЗК)[5].

4. Различие в порядке утверждения ПЗЗ города Москвы (постановлением Правительства города Москвы) и Генерального плана города Москвы (законом города Москвы) в перспективе может создать определенные сложности, обусловленные противоречиями между этими правовыми актами (например, в части несоответствия определенного ПЗЗ территориального зонирования функциональному зонированию, предусмотренному Генеральным планом), которые потребуют правового разрешения (не исключено, что в судебном порядке в соответствии с частью 4 статьи 32 ГрК РФ).

 



[1]     Часть 3 статьи 51 ГрК РФ, статья 17.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие ГрК РФ".

[2]     Статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ.

[3]     Пункт 14 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

[4]     Постановление Московской городской Думы от 02.12.2009 № 57.

[5]     Пункт 2.1 Положения о ГЗК, утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-ПП.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение