декабря
2014
Международный обмен налоговой информацией 2014
Международный обмен налоговой информацией 2014
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (184 Кб) |
Международное взаимодействие по обмену налоговой информацией переходит в фазу активного сбора и передачи информации. Неудивительно, что предотвращение уклонения от уплаты налогов является первоочередной задачей стран-членов ОЭСР.
Формальные и юридические препятствия в скором времени перестанут быть основаниями для отказа в межведомственном информационном обмене, в связи с чем большинство офшорных схем находятся в зоне особого риска.
Усилия Паскаля Сент-Армана, директора Центра Налоговой Политики и Администрирования ОЭСР, стали приносить свои плоды.
В феврале 2014 был опубликован Единый стандарт по обмену налоговой информацией в автоматическом режиме (Common Reporting Standard, CRS), предполагающий раскрытие банками, депозитариями, брокерами, инвестиционными фондами и страховыми компаниями местным налоговым органам данных о счетах налогоплательщиков, чей баланс по счету превышает 250 000 долларов США. Предполагается, что полученную информацию местные налоговые органы будут передавать налоговым органам страны «клиента» в течение одного месяца.
6 мая 2014 года 34 государства-участники ОЭСР, наряду с другими государствами, не входящими в организацию, подписали декларацию ОЭСР о системе автоматического обмена налоговой информацией. Более 65 стран публично заявили о готовности внедрить соответствующую систему.
15 июля 2014 года ОЭСР утвердила Стандарт автоматического обмена финансовой учетной информацией по налоговым вопросам.
Стандарт предусматривает ежегодный межправительственный автоматический обмен финансовой учетной информацией, полученной от финансовых учреждений.
Такая информация охватывает, в частности: балансы, информацию о процентах по заемным средствам, дивидендах, выручке от реализации финансовых активов, информацию об открытых счетах физических, юридических лиц, а также трастах и частных фондах.
Стандарт предусматривает указание на виды финансовых учреждений, которые должны предоставлять информацию, типы счетов, а также процессуальные вопросы проведения процедур due diligence в отношении клиентов.
18 августа 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило типовое соглашение об обмене налоговой информацией, текст которого планируется использовать при заключении двухсторонних соглашений между Россией и другими странами. Соглашение предусматривает обмен информацией по любым налогам, но распространяется только на информацию, которая находится в распоряжении или под контролем лиц и органов государств – сторон соглашения (т.е. не предусматривает возможность дальнейшего истребования информации у других государств). Согласно тексту типового соглашения каждая сторона гарантирует, что ее компетентные органы имеют полномочия предоставлять информацию о собственниках компаний, трастов, фондов и иных структур в отношении всех заинтересованных лиц, включая бенефициаров и учредителей. Также типовое соглашение предусматривает возможность проведения налоговой проверки в другом государстве.
22 сентября 2014 года в адрес Рабочей группы по развитию «Группы Двадцати» (G20) от имени Глобального форума ОЭСР по транспарентности и обмену информацией в целях налогообложения была представлена «Дорожная карта» для развивающихся стран. Документ направлен на пресечение транснациональных уклонений от уплаты налогов и уклонения от уплаты налогов в развивающихся странах при помощи офшоров. В частности, «Дорожная карта» обозначает каким образом развивающиеся страны могут участвовать в новом стандарте по автоматическому обмену налоговой информацией.
29 октября 2014 года 51 государство подписало многосторонние соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией.
Обозначенные события 2014 года являются началом нового этапа международной борьбы с налоговыми уклонистами. Тем не менее реализация механизма автоматического обмена налоговой информацией оставляет целый ряд неразрешенных вопросов.
Как повлияет внедрение глобального стандарта по обмену налоговой информацией на бизнес и отдельных физических лиц?
Насколько выгода, полученная от функционирования механизма автоматического обмена налоговой информацией, сопоставима с расходами на его реализацию?
Насколько эффективен будет информационный обмен с офшорами, в частности с Британскими Виргинскими Островами, Белизом, Сейшелами?
Ответы на эти вопросы трудно спрогнозировать. Оценка налоговых рисков, а также реструктуризация иностранных компаний занимает время, которого однажды может просто не хватить. При этом очевиден тренд выстраивающейся глобальной налоговой прозрачности (транспарентности). Отсюда следует, что к меняющимся правилам игры стоит готовиться заблаговременно.
Данная тема будет подробнее рассмотрена на круглом столе «Основные изменения в сфере налогообложения» 25 декабря, ссылка.