сентября
2016
Инвестиции в социальное питание: ГЧП-соглашения и концессии
VEGAS LEX_Инвестиции в социальное питание_ГЧП-соглашения и концессии_09 2016
Скачать файлФайл добавлен | 26.10.2016 |
Презентация | .pdf (1018 Кб) |
Несмотря на текущую экономическую ситуацию и увеличение бюджетного дефицита государство не может отказаться от одной из его главных функций, задекларированной в Конституции РФ, – социальное обеспечение населения. Однако в последние годы к оказанию услуг в сфере социального обслуживания, в особенности в сфере социального питания, постепенно привлекаются частные организации. Совокупное количество закупок у частных организаций за период с августа 2013 года по август 2016 года составляет более 15 тысяч.
С 2013 года объемы средств, выделяемых из бюджета на закупку у поставщиков услуг социального питания, значительно выросли. Так, если в 2013 году (июль–сентябрь) максимальная сумма закупок по поставке социального питания не доходила до 10 млн рублей, то в пиковый период 2015 года (октябрь–декабрь) максимальная сумма закупок составила почти 95 млн рублей. При этом начиная с 2014 года менее чем на 27 млн рублей закупки в сфере социального питания не осуществлялись.
Одновременно с тенденцией увеличения объемов "аутсорсинга" частным организациям задач по обслуживанию населения наметилась тенденция перехода государства от осуществления закупок по организации питания к заключению концессионных и ГЧП-соглашений. Минфин России выступил с инициативой принятия специального закона, регулирующего оказание от имени публично-правового образования государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в том числе на основе ГЧП-соглашений и концессионных соглашений. После принятия законопроекта заключить государственный контракт на оказание услуг в социальной сфере и договор на компенсацию затрат, связанных с оказанием таких услуг, можно будет, только если принято решение о невозможности или неэффективности заключения ГЧП-соглашения или концессионного соглашения. 4 августа 2016 года законопроект был опубликован для общественного обсуждения. Предполагаемая дата вступления закона в силу – 1 января 2018 года.
С 1 января 2017 года вступают в силу поправки в Закон о концессионных соглашениях[1], выделяющие объекты социального обслуживания населения в отдельную категорию объектов концессионного соглашения. Таким образом, снимается ранее существовавшая дискуссия в отношении объектов социального обслуживания и объектов социально-культурного назначения. Закон о государственно-частном партнерстве[2], вступивший в силу 1 января 2016 года, уже позволяет реализовывать проекты социального обслуживания по модели ГЧП-соглашения.
Бюджет на реализацию инвестиционных проектов ежегодно сокращается, что особенно сказывается на сферах, где частные инвестиции отсутствуют или их доля незначительна, например, это сфера социального обслуживания населения. И если для здравоохранения "запасным" и востребованным у частных инвесторов вариантом является платная медицина, то в сфере социального обслуживания, в частности социального питания, рынок для частных инвесторов еще только формируется.
Так как задача развивать инфраструктуру не снимается, федеральные и региональные власти (вместе с муниципалами) все больше видят пользу в применении модели государственно-частного партнерства для решения своих задач. И если раньше доступ к использованию государственной инфраструктуры частными инвесторами сопровождался сложностями в оформлении взаимоотношений с государством, отказом государства от исполнения своих обязательств или сложностями в "продвижении" проекта, то сейчас в условиях бюджетного дефицита и наличия эффективного механизма – ГЧП – такая задача для частного инвестора значительно упрощается.
Заключение и исполнение концессионного или ГЧП-соглашения на организацию социального обслуживания населения позволит:
- инвестору – с минимальной степенью риска получить инвестиционный доход от строительства и эксплуатации государственного имущества, предоставления социальных услуг, в том числе по согласованию с государством использовать такое имущество для коммерческих целей (без ущерба для социальной части), установить долгосрочный индивидуальный тариф.
- государству – получить с минимальной долей бюджетных затрат функционирующий объект для выполнения государственной функции по социальному обслуживанию населения, привлечение частных инвестиций, прямые и косвенные налоговые эффекты.
Описание структурирования ГЧП-проекта для участников рынка, которые уже рассматривают реализацию проектов по социальному обслуживанию населения на основе ГЧП, приведено в разделе III настоящего обзора.
Для участников рынка, еще не определившихся с моделью реализации проекта, рекомендуется предварительно ознакомиться с разделом II настоящего обзора.
Основные разделы аналитического обзора:- Актуальность и тенденции
- Последние тенденции в сфере социального обслуживания
- Развитие регулирования в регионах
- Основные проблемы регионов
- О каких объемах идет речь
- Текущий рынок поставщиков
- ГЧП – будущее для проектов социального обслуживания в России
- Почему государство переходит на ГЧП?
- Почему инвестору выгодно перейти на ГЧП?
- Итого: образ целевого результата
- Существо проекта
- Детали проекта по организации социального питания
- Какое соглашение выбрать: концессия или ГЧП?
- Ключевые стадии подготовки концессионного проекта
- Ключевые стадии подготовки проекта ГЧП (Закон № 224-ФЗ)
[1] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее также 115-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также 224-ФЗ).