февраля
2018
Специальный инвестиционный контракт по новым правилам (СПИК 1.1)
Максим Григорьев, Партнер, управляющий Южной дирекцией, руководитель специальных проектов
Артём Гаспарян, Старший юрист Южной дирекции
VEGAS LEX_Алерт СПИК по новым равилам 1.1_02.2018
Скачать файлФайл добавлен | 02.02.2018 |
Презентация | .pdf (476 Кб) |
VEGAS LEX_Special investment contract under new rules_02.2018_ENG
Скачать файлФайл добавлен | 09.02.2018 |
Презентация | .pdf (468 Кб) |
Накануне нового года Правительство Российской Федерации изменило правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК)[1]. Новые правила призваны усовершенствовать механизм СПИК с учетом опыта его применения. Поправки вступят в силу 18.06.2018, но ввиду продолжительности инвестиционного планирования и процедуры заключения контракта знать об изменениях полезно уже сейчас.
Обновленные правила более детально регламентируют требования к инвестициям, инвестору и привлеченным лицам, а также к документам, которые потребуются инвестору для заключения контракта. Кроме того, уточняются порядок и сроки рассмотрения заявления инвестора, определяется процедура изменения и расторжения СПИК. С учетом поправок и практики заключения СПИК актуализируется типовая форма контракта. Рассмотрим подробнее ключевые и ожидаемые изменения.
Инвестиции до заключения контракта
По новым правилам контракт можно заключить и в отношении уже начатого инвестиционного проекта. Достаточно, чтобы проект реализовывался в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК. При этом вложения, предшествующие заключению контракта, считаются расходами в рамках проекта.
Регламентировано также право инвестора заключить СПИК в отношении нового этапа длящегося проекта, даже если проект запущен задолго до заключения контракта. Новый этап должен реализовываться не раньше того календарного года, в котором инвестор подает заявление. Но это не единственное условие, которое потребуется выполнить.
В отношении нового этапа необходимо составить отдельный бизнес-план, который предусматривает дополнительные инвестиции в объеме не меньше стандартного "входного порога" для заключения СПИК. При этом в новый этап потребуется инвестировать как минимум 50 % объема инвестиций для реализации всего проекта.
Инвестиции в проект вплоть до заключения контракта ранее не учитывались. Инвесторы также задавались вопросом, можно ли вообще заключать СПИК применительно к дополнительному этапу уже запущенного проекта.
В целом поправки отвечают запросам рынка. Они позволяют начать проект, не дожидаясь рассмотрения заявления инвестора. Кроме того, инвестор получил возможность не останавливать длящийся проект на это время при реализации его нового этапа, что могло бы привести к серьезным финансовым издержкам.
Срок контракта, объем и состав инвестиций
Предельный срок СПИК не изменился, несмотря на поручение Президента России по итогам Петербургского международного экономического форума[2]. Он по-прежнему составляет 10 лет. Впрочем, этот срок нельзя увеличить, изменив только правила заключения СПИК. Для этого потребуется изменить федеральный закон[3].
Инвестор по-прежнему должен вложить в проект не менее 750 млн рублей (без учета НДС)[4]. Тем не менее новые правила допускают, что иной объем инвестиций может быть предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одна из долгожданных новелл состоит в том, что в запланированные расходы в рамках проекта вошли расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проведение клинических испытаний. Вложениями в проект считаются также издержки на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, прав на конструкторскую, техническую документацию. Однако в совокупности расходы по обоим направлениям не должны превышать 25 % процентов объема всех запланированных расходов.
Поправки обошли стороной активно обсуждаемую проблему, которая связана с расчетом показателей СПИК только в денежном выражении. При обсуждении новых правил представители бизнеса предлагали позволить частной стороне рассчитывать объемы произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении. На наш взгляд, действующее регулирование нельзя назвать сбалансированным. Оно может отпугнуть потенциальных инвесторов и возложить на них риски, которые они не контролируют.
Требования к частной стороне контракта
Перечень требований к инвестору и третьим лицам, которых тот привлекает для участия в реализации проекта, дополнился и стал более строгим.
Участниками СПИК не могут быть предприниматели и компании, которые зарегистрированы в государстве или на территориях из утвержденного перечня офшорных зон[5]. Причем аналогичный запрет распространяется и на случаи, когда в офшорной зоне зарегистрированы организации, которые контролируют компанию-инвестора. Новелла несомненно нацелена на повышение прозрачности российской экономики и борьбу с уклонением от налогообложения, что вписывается в кампанию по деофшоризации национальной экономики.
Первоначально авторы изменений хотели распространить запрет на регистрацию в любой "низконалоговой юрисдикции". Однако они все же прислушались к деловому сообществу и вместо неоднозначного термина использовали привязку именно к перечню офшорных зон. Замена формулировки заслуживает одобрения, поскольку теперь можно определить конкретные государства и территории, которые попадают под ограничение.
Другое новшество выражается в том, что на момент принятия межведомственной комиссией (МВК) решения о заключении контракта ни инвестор, ни привлеченные лица не должны находиться в процессе реорганизации. При этом правила блокируют все формы реорганизации.
Изменения затронули и состав частной стороны СПИК. Инвестор получил возможность привлекать к участию в реализации проекта не только производителя продукции, но и инжиниринговый центр, дистрибьютора продукции, финансовый центр и других лиц (перечень открыт). Однако правила устанавливают функции и обязанности только применительно к промышленному предприятию. Нюансы участия других привлеченных лиц полностью определяют сами участники контракта.
Сферы использования контракта
Из названия типовой формы СПИК для отдельных отраслей промышленности исчез исчерпывающий перечень таких отраслей. Рассматриваемый инвестиционный механизм стал применим не только в промышленности в узком смысле, но и в энергетике, в агропромышленном комплексе.
Правительство Российской Федерации установило, что Минэнерго России будет заключать СПИК применительно к нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефтегазохимической, угольной и электроэнергетической отраслям промышленности, а Минсельхоз России — в своей сфере деятельности.
Комплект документов к заявлению инвестора
Расширился перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению о заключении СПИК.
В виде отдельных документов требуется подготовить графики реализации проекта, привлечения средств для финансирования проекта с указанием источников средств, а также график инвестирования средств. На практике такие сведения Минпромторг России запрашивал и раньше.
Помимо перечисленного, инвестор должен предоставить справку с подробным указанием структуры участников проекта, в том числе лиц, заинтересованных в реализации инвестиционного проекта, не являющихся инвестором или привлеченными лицами[6].
К заявлению также требуется приложить справку о соответствии инвестора и привлеченных лиц требованиям, предусмотренным правилами СПИК. В сущности, справка представляет собой заверение об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому если такой документ содержит недостоверные заверения, это чревато отказом публичной стороны от контракта и необходимостью возместить убытки.
Порядок рассмотрения заявления инвестора
Если документы поданы верно, уполномоченный орган направит их в МВК вместе с проектом решения касательно возможности заключения контракта и проектом самого контракта. Если документы инвестора не соответствуют установленным требованиям, орган вернет их заявителю и обоснует, какие требования нарушены.
Появилось дополнительное основание для отказа в заключении контракта. Использовать механизм СПИК теперь невозможно, если объем инвестиций в проект меньше расходов бюджета на преференции для инвестора.
Общий срок с момента подачи заявления о заключении СПИК и до момента, когда согласованный проект контракта направят инвестору, увеличился и составляет до 90 рабочих дней. Если раньше уполномоченный орган направлял инвестору решение МВК в течение 10 рабочих дней с момента его получения, теперь на эту процедуру потребуется до 15 рабочих дней с момента, когда комиссия приняла решение. При положительном решении комиссии вместе с самим решением инвестор получал проект СПИК на подписание, по новым же правилам проект контракта направляется в течение 30 рабочих дней со дня заседания комиссии.
Процедура и основания изменения, расторжения контракта
Для изменения условий СПИК инвестор должен подать в уполномоченный орган соответствующее заявление. Одновременно с этим потребуется обосновать необходимость изменений, подготовить проект соглашения об изменении контракта и отчет о достижении результатов по действующему контракту. Уполномоченный орган рассмотрит обращение инвестора в течение 30 рабочих дней и подготовит проект решения о возможности изменения, после чего документы будут переданы в МВК.
Комиссия рассмотрит заявление об изменении условий и подпишет соглашение о внесении изменений в заключенный контракт в порядке и сроки, которые предусмотрены для заключения контракта.
Как инвестор, так и Российская Федерация могут инициировать расторжение инвестиционного контракта. В обоих случаях решение о целесообразности такого расторжения принимает МВК. Запрос о необходимости расторжения СПИК с приложением документов в комиссию направляет уполномоченный орган. Срок передачи документов уполномоченным органом в комиссию не регламентирован.
Комиссия рассмотрит поступившие документы в течение 30 рабочих дней со дня, когда уполномоченный орган направил их в МВК. Ее решение послужит основанием для подписания соглашения о расторжении контракта либо для обращения в суд с соответствующим требованием.
Обновленная типовая форма СПИК также устанавливает предельно допустимый уровень отклонения показателей исполнения контракта, чем вносит определенность в отношения сторон. Инвестор и привлеченные лица должны быть готовы к тому, что, если названные показатели отклоняются более чем на 20 % по итогам каждого года, это повлечет изменение или расторжение контракта. Прежняя же форма СПИК конкретные пределы такого отклонения не указывала. В то же время участникам контракта зачастую с трудом удавалось достигнуть баланса частных и публичных интересов в этом вопросе.
[1] См. постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 № 1564 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта".
[2] Поручение об увеличении предельных сроков действия СПИК опубликовано 14.06.2017 на интернет-сайте президента России – http://www.kremlin.ru.
[3] См. ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
[4] Минфин России предлагает увеличить данный порог до 1 млрд рублей и при этом не учитывать заемные средства и выручку от реализации инвестиционного проекта. Такие требования предусматривает разработанный министерством законопроект о специальных инвестиционных контрактах (СПИК 2.0).
[5] Перечень офшорных зон утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)".
[6] В состав участников проекта могут включаться в числе прочих заинтересованные лица, т.е. лица, которые имеют право на получение более 20 % чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) и (или) которые предоставляют более 20 % общего объема средств для финансирования проекта (кроме финансовых организаций, институтов развития), а также основные поставщики материалов и комплектующих, необходимых для производства продукции, или покупатели продукции, планируемой к выпуску в результате реализации проекта (в случае если соответствующие поставщики и (или) покупатели известны на дату подачи заявления о заключении СПИК).