апреля
2007
Доспехи успеха
Коллектив авторов, VEGAS LEX
На языке финансистов "белым рыцарем" называется компания, чья финансовая помощь препятствует недружественному поглощению со стороны рейдера. Делая конкурентное предложение, "белый рыцарь" спасает менеджмент компании-жертвы от неминуемой отставки. Подобный "альтруизм" порой эффективнее рейдерства и способен приносить неплохие дивиденды. Однако и в судебном процессе есть свои "белые рыцари", которые выигрывают дела, демонстрируя нарочито примерное поведение.
Рыцари и железные кони
В 1994 году концерн BMW приобрел британскую компанию MG Rover со всеми ее брэндами. MG Rover производила легковые автомобили под маркой Rover, в том числе легендарный Rover Mini, внедорожники Land Rover, а также спортивные версии легковых "роверов" под маркой MG. Поглощение должно было спасти MG Rover от неминуемого банкротства. Однако сделать это немцам не удалось, несмотря на то, что за годы, в течение которых MG Rover находилась под управлением BMW, в нее было вложено около $500 млн.
В 2000 году BMW избавился от марки Land Rover, продав ее Ford. Через несколько лет BMW продал MG Rover британскому Phoenix Venture Holdings, сохранив за собой права на выпуск автомобилей под брэндами Rover и Mini. По договоренности с BMW за Ford было закреплено право контролировать использование брэнда Rover, чтобы не возникло путаницы в названиях. Но и это не помогло: в апреле 2005 года в компании появились антикризисные управляющие из PricewaterhouseCoopers, а в 2006 году заводы MG Rover в Британии окончательно закрылись. Права на выпуск Rover 25 и Rover 75 были проданы китайской Shanghai Automotive Industry Corp. (SAIC). Интересно, что незадолго до этого именно SAIC вела переговоры о создании совместного производства с MG Rover, однако перед объявлением британской компании банкротом китайцы отказались от своих планов: как полагают эксперты, банкротство им было выгодно, поскольку позволяло купить бизнес MG Rover по частям.
Несмотря на понесенные расходы, и BMW внакладе не остался. Сегодня он выпускает культовую малолитражку Mini, созданную конструкторами Rover. Разработка собственной модели, а также раскручивание нового брэнда стоили бы BMW не меньше, чем удержание MG Rover на плаву в течение 12 лет. Так что расходы баварцев как минимум окупились. В обмен на благородную попытку спасти британский автопром они получили автомобиль, не менее ценный, чем другие модели концерна.
Рыцари и судьи
В юридической практике "белыми рыцарями" принято называть компании, которые добросовестно пользуются своими правами, не пытаются злоупотреблять ими, ущемляя интересы контрагента, а в случае возникновения бизнес-конфликта прилагают максимум усилий, чтобы достичь примирения.
Судебная статистика показывает, что добросовестность, соблюдение этических норм, принятых в деловой среде, отказ от агрессивных методов давления на оппонента работают зачастую эффективнее, чем неэтичные уловки. Вот случай из практики. Наш клиент был вынужден расторгнуть заключенный договор. Контрагент по сделке угрожал ему обращением в суд и требовал отступные в размере более $1 млн. С нашей помощью клиент подготовил подробный ответ, обосновав невозможность удовлетворения подобных требований как доказательствами нарушения самим контрагентом условий сделки, так и юридическим обоснованием своей правоты со ссылкой на законы и иные нормативные акты. К ответу был также приложен так называемый меморандум арбитражной практики -- подробный анализ того, как подобного рода споры рассматриваются в арбитражных судах, с данными судебной статистики и выдержками из судебных актов. Кроме того, в ответе на требования контрагента наш клиент предлагал провести переговоры по мирному разрешению спора без обращения в арбитраж. Однако несколько раундов переговоров из-за неуступчивости оппонента результатов не дали. По нашему совету все переговоры фиксировались протоколами встреч, что очень пригодилось в дальнейшем. Когда оппоненты обратились в арбитражный суд с иском против нашего клиента, пригодилась вся досудебная переписка и эти протоколы. Судья, понимая, что инициатором конфликта был не наш клиент, был мало восприимчив к доводам истца и весьма благожелательно принял доводы ответчика. Тактика "белого рыцаря" -- стремление разрешить спор миром, была продолжена и в ходе судебного процесса. Мы как процессуальные представители клиента с готовностью откликались на предложения суда о примирении сторон, хотя всякий раз попытки заключения мирового соглашения блокировались непримиримой позицией наших процессуальных оппонентов. В итоге суд все-таки был вынужден вынести решение, и оно было в нашу пользу.
Показательно и другое дело, в котором также была использована тактика "белого рыцаря". Все свои доказательства мы представили в порядке подготовки дела к судебному разбирательству (это особая стадия арбитражного процесса, во время которой суд проверяет наличие доказательств, позволяющих установить обстоятельства дела). Тем самым мы дали время процессуальному оппоненту для выработки своей позиции. Помимо уже представленных доказательств мы заявили ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, о вызове свидетелей, о проведении экспертизы, пояснив, что эти дополнительные доказательства не будут открывать новые обстоятельства, а лишь лишний раз подкрепят уже имеющиеся в деле документы. Суд, учтя, что мы полностью уверены в своей позиции и готовы на дополнительное исследование доказываемых обстоятельств по делу, эти ходатайства отклонил, сочтя дополнительный сбор доказательств излишним. В основу своего решения он положил уже представленные доказательства. А когда оппонент при рассмотрении спора по существу попытался затянуть процесс, заявив ходатайства об истребовании новых доказательств, суд пресек эти попытки, резонно заметив, что ему ничто не мешало заявить ходатайства на более ранней стадии разбирательства, как это сделала другая сторона (то есть наш клиент).
Рыцари и мытари
Применение тактики "белого рыцаря" в налоговых спорах имеет свою специфику. В первую очередь такая специфика вызвана субъектным составом сторон спора: налогоплательщик против налогового органа. Налоговые органы -- это часть госаппарата, призванного защищать интересы государства в целом и бюджета в частности, от состояния которого зависят и они сами, и налогоплательщики, и суды. Таким образом, предполагается, что налоговые органы не могут выступать классическим "черным рыцарем", использующим закон для собственной наживы. Попытки доказать, что представители налогового органа -- беспринципные карьеристы, готовые ради сиюминутной выгоды разорить законопослушного налогоплательщика, также не приносят результата.
Тактика "белого рыцаря" в налоговом арбитраже должна быть направлена на формирование у суда образа кристально честного налогоплательщика, заинтересованного прежде всего в установлении истины, а уж потом защищающего интересы бизнеса. Этого вполне достаточно для формирования у суда позитивного отношения к налогоплательщику, развеивания сомнений в его добросовестности и в итоге принятия его правовой позиции.
Применение тактики "белого рыцаря" в налоговом арбитраже базируется на общеизвестных инструментах, эффективность которых уже была подвергнута существенной инфляции, то есть тем, что их применяют большинство оказавшихся в суде налогоплательщиков, а потому судьи не воспринимают эти инструменты как весомый довод в их пользу. Но поскольку цель их применения совершенно другая -- формирование образа "белого рыцаря", то и результаты значительно эффективнее.
Например, широко используемый инструмент -- акт сверки. Такая сверка проводится налогоплательщиком и налоговым органом в большинстве налоговых споров. Она направлена на подтверждение факта отсутствия спора по технической (математической) составляющей спорных сумм. По сути, результаты сверки должны оформляться как соглашение по фактическим обстоятельствам и освобождать стороны от необходимости доказывания обоснованности цифр. Ведь заставлять судью браться за калькулятор и проверять, кто, налогоплательщик или налоговик, не сумел правильно сложить цифры -- это взваливать на судью не его работу. Но налоговый орган -- большая бюрократическая машина, и не всегда гибкая. Проверяет налогоплательщика отдел проверок, судится с ним юротдел, а сверку проводит отдел недоимки. Пока мытари договорятся, кто же будет проверять то, что они насчитали, заканчивается отведенное судом на сверку время. В итоге чаще всего налоговые органы не разделяют правовые и технические причины расхождений и просто настаивают на своих цифрах, отказываясь подписывать какие-либо соглашения. Тактика простого направления налогоплательщиком своего варианта расчета и безнадежное ожидание того, что налоговый орган согласится с ним, не приносит результатов.
Скорее всего, налоговый орган не согласится с вариантом налогоплательщика. Но, неоднократно направляя налоговому органу разъяснения своей методики расчетов, разделяя техническую и правовую стороны проблемы, соглашаясь с мелкими деталями, предлагая зафиксировать в соглашении факт отсутствия ошибок в расчетах и т. д., налогоплательщик создает у суда впечатление о своей искренней заинтересованности в установлении истины, готовности к компромиссу и желании освободить суд от скучных арифметических действий.
Кроме того, для формирования образа "белого рыцаря" важную роль играет устранение сомнений в добросовестности налогоплательщика. Широкое распространение всевозможных схем налоговой оптимизации, в том числе и основанных исключительно на пробелах в законодательстве, сформировали у судей негативный образ налогоплательщика. В любом налоговом споре суд в первую очередь решает вопрос о наличии в деле признаков злоупотребления правом. Представляя в суд все имеющиеся документы, свидетельствующие о том, что еще до возникновения налоговой претензии предпринимались усилия для разрешения правовой проблемы, налогоплательщик докажет свою заинтересованность в правовом разрешении спора, а не в "запутывании" суда и налогового органа.
К таким документам относится вся переписка с налоговым органом для уточнения налогового законодательства, причем мы рекомендуем представлять в суд как запросы налогоплательщика, так и ответы налоговиков. И хотя самыми значимыми заключениями являются ответы налоговых органов, допускаются ответы и любых иных специалистов -- аудиторов, консультантов, независимых экспертов и т. д. Сами по себе эти документы суд ни в чем не убедят, но позволят доказать, что налогоплательщик пытался разобраться с проблемой, руководствовался мнением специалистов, выносил вопрос на обсуждение -- то есть предпринял все зависящие от него действия для следования закону.
Важную роль в формировании образа "белого рыцаря" играет и поведение налогоплательщика на досудебной стадии разрешения спора. Задокументированные факты предоставления налоговому органу всех запрашиваемых документов (даже если их объем исчисляется грузовиками), участие во всех рассмотрениях материалов проверки, аргументированные возражения на акт проверки, жалоба в вышестоящий налоговый орган и т. д. позволят доказать, что налогоплательщик сделал все возможное для досудебного урегулирования, был готов раскрыть всю необходимую информацию для установления истины, уверен в непогрешимости своей позиции и недоумевает, почему пришлось обращаться в суд по такому бесспорному вопросу. А такой "настрой" не может не передаться суду.