декабря
2008
Ставка на средний бизнес
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Согласно самым пессимистичным прогнозам экспертов, в будущем году рост промышленного производства снизится до 5%. Исходя из этого можно предположить, что понизится и объём грузоперевозок ОАО «РЖД».
Безусловно, всё это не может не отразиться на «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». В частности, претерпит изменения инвестиционная составляющая программы, где речь идёт о модернизации, реконструкции и строительстве железных дорог, станций, вокзалов. Пересмотр будет направлен на оптимизацию расходов на предусмотренные в «Стратегии» программные мероприятия.
Как известно, «Стратегия» предусматривает программы минимального и максимального развития. Я полагаю, что в сложившейся ситуации даже программа-минимум не будет выполнена в полном объёме и будет подвергнута корректировкам. Потому что сложившуюся экономическую конъюнктуру никто не смог спрогнозировать.
Изменения претерпят, в частности, краткосрочные и среднесрочные планы «Стратегии». Долгосрочные планы, скорее всего, будут сохранены, потому что ситуацию экономического кризиса прогнозируют на год-полтора.
Для РЖД в сложившейся ситуации это будет весьма важным фактором, влияющим на использование, во-первых, внебюджетных источников финансирования, а во-вторых, государственных средств. В случае нехватки средств следует ожидать корректировок ФЦП по развитию транспортной системы на 2002 – 2010 и 2010 – 2015 годы. Будут выбраны наиболее важные, приоритетные проекты, а сроки реализации остальных будут пересмотрены. Подчеркну, что речь не идёт об отказе от реализации этих проектов, а всего лишь о корректировке сроков их осуществления.
У РЖД есть реальный шанс привлечения внебюджетных источников финансирования. Причём ориентироваться нужно на средние предприятия регионального уровня. У таких предприятий вряд ли будут проблемы с ликвидностью, потому что они рассчитывают на заёмные средства в меньшей степени, чем крупные предприятия, у которых кредитные средства могут составлять 70 – 80% оборота. РЖД могут привлекать средства на реконструкцию, модернизацию железнодорожных путей , в частности, тех, где осуществляется перевалка с грузовых станций. У компании могут быть сложности из-за того, что сегодня не существует правовых механизмов прямого возврата инвестиций. За счёт установления предоставления исключительных тарифов инвестору это сделать невозможно.