января
2005
Банкротство ЮКОСа: Millhouse переигрывает государство?
Рынок полным ходом готовится к банкротству ЮКОСа. Инвесторы продают акции компании, и в результате за последний месяц она подешевела почти на 7 млрд. долларов. ГАЗЕТА обратилась к экспертам юридической фирмы «Вегас-Лекс» с просьбой оценить перспективы банкротства ЮКОСа для государства. Фирма не является участником нижеописанных процессов и не имеет заинтересованности в пользу какой-либо из сторон. Все факты для анализа взяты исключительно из открытых источников, а все выводы являются предположениями, сделанными на основании нормативных актов и общераспространенной практики их применения.
У государства через два-три месяца будут на руках все инструменты, чтобы обанкротить ЮКОС. В этом сегодня не сомневается ни один участник рынка. Об этом инвесторов предупредила и сама компания. После того как 26 мая Федеральной налоговой службе удалось доказать в суде, что нефтяники не доплатили в бюджет 99 млрд. рублей (около 3,4 млрд. долларов) за 2000 год, ЮКОС объявил, что может стать банкротом уже в этом году. Имущество компании арестовано, а имеющейся у нее наличности (сейчас это около 1 млрд. долларов) хватит лишь на то, чтобы к концу года, в рассрочку выплатить 60-70% долга.
Заявление президента компании Семена Кукеса о том, что «если правительство хочет обанкротить ЮКОС, оно в состоянии это сделать. И точка», должно было развеять последние сомнения.
Но выгодно ли банкротство ЮКОСа государству? Не является ли шумиха, развернутая по вопросу банкротства маскировкой других возможностей развития ситуации или провокацией к выбору банкротства как единственного сценария?
Государство vs. Millhouse Capital?
Выгода государства от банкротства ЮКОСа вовсе не очевидна. В определенном смысле банкротство – это состязание кредиторов за активы неплатежеспособной компании. В данном случае выиграет тот, кому ЮКОС должен больше всего. Именно этот кредитор получит «контрольный пакет» задолженности, он будет полностью контролировать деятельность ЮКОСа, а также определять порядок погашения долгов. И главный претендент на эту роль сейчас вовсе не государство, а бывшие акционеры «Сибнефти» - Millhouse Capital.
Напомним, что летом прошлого года ФКЦБ одобрила допэмиссию акций ЮКОСа, которая была необходима для слияния с «Сибнефтью». Выпущенные бумаги ЮКОС обменял на 57,5% акций “Сибнефти”, а Millhouse Capital получила 26,01% ЮКОСа. Однако весной этого года эмиссия была опротестована по инициативе двух оффшоров (адрес одного из них совпадает с адресом Millhouse Capital). Решение суда вступило в силу 31 мая, и теперь эмиссия должна быть аннулирована.
Вернуть акции «Сибнефти» ЮКОС не может, ведь его имущество находится под арестом. Но Millhouse Capital имеет право потребовать, чтобы ЮКОС вернул стоимость акции деньгами. Стоимость 57,5% акций «Сибнефти» по разным оценкам составляет от 7,2 до 8,5 млрд. долларов. Это означает, что Millhouse может стать крупнейшим кредитором ЮКОСа.
Если исходить из того, что власть и Millhouse являются в этой ситуации самостоятельными игроками, то получается, что государству банкротство ЮКОСа сейчас не выгодно. Слишком велик риск упустить не только деньги (3,4 млрд. долларов), но и возможность влиять на перераспределение активов ЮКОСа.
Страховка для банкрота
Не стоит сбрасывать со счетов и основных владельцев ЮКОСа, которые, в случае банкротства, наверняка постараются сохранить хотя бы часть активов. Из отчетов компании известно, что общая кредиторская задолженность ЮКОСа без учета налоговых претензий составляет около 9 млрд. долларов. Финансовые аналитики полагают, что большую часть этого долга контролирует главный акционер ЮКОСа – Group MENATEP. В случае банкротства, он также сможет побороться за влияние в совете кредиторов.
Как показывает практика, компания, которой угрожает банкротство, старается позаботиться о создании «дружественной задолженности». Для этого компания-должник не выплачивает «дружественным» кредиторам значительные суммы (за оказанные услуги, за поставку товаров, не погашает займы и т.д.). «Дружественное» предприятие, в свою очередь, подает на компанию-должника в суд, выигрывает процесс, после чего получает исполнительный лист, который и является документом, достаточным для безоговорочного включения в число законных кредиторов в случае начала банкротства.
Финансовые риски государства
В случае если у государства не будет подтвержденной судом задолженности, в размере, необходимом для «контрольного пакета», то, как показывает практика, в этом случае имущество должника имеет обыкновение «теряться» в ходе банкротства, либо его продажа осуществляется в пользу контролирующих кредиторов по цене, не покрывающей всех долгов общества.
Сейчас на имущество ЮКОСа наложен арест – вывод активов исключен. Но начало процедуры банкротства предполагает автоматическое снятие ареста, а значит, в этот же момент появляются дополнительные риски. Серьезность таких рисков будет полностью зависеть от арбитражного управляющего. В соответствии с законом о банкротстве, полномочия управляющего схожи с полномочиями главы компании. Если он «подконтролен» должнику, равно как и одному из коммерческих кредиторов, государство рискует потерять большую часть из подлежащих взысканию средств. В результате продажи активов должника по оценке заинтересованного управляющего, одобренной кредиторским большинством, сумма вырученных средств может составить существенно меньшую сумму, чем размер задолженности перед кредиторами третьей очереди, в которой стоит государство.
Конечно, государство и иные кредиторы пытаются застраховаться от такого развития событий. Но наложение арестов на активы и запрет менеджменту заключать сделки не дает результатов в процедуре банкротства, потому что арбитражный управляющий, как правило, ангажирован либо подчинен формальным решениям лишь одной из групп кредиторов, имеющих большинство, а отчитывается только перед арбитражным судом и обладает в связи с этим, достаточным объемом полномочий для целевого отчуждения активов.
Международные риски
При этом не стоит сбрасывать со счетов еще один аспект неблагоприятно развивающегося для государства банкротства.
Дело в том, что Россия (и самостоятельно, и как правопреемник СССР) участвует в большом количестве международных соглашений о защите и поощрении инвестиций. Подобные, соглашения бывают как мультигосударственными, так и межгосударственными. В своё время Россия их заключила, например, со многими странами Европы, в т.ч. и с Англией. Основной смысл этих соглашений заключается в том, что принимающее государство обязуется обеспечить всем прямым портфельным инвесторам достойную защиту их экономических инвесторов, и, фактически, стабильную политическую среду.
Длительное время никто не использовал механизмы, заложенные в этих соглашениях. Однако стоит иметь в виду, что все нынешние акционеры ЮКОСа владеют акциями компании через иностранные фирмы (то, что они оффшоры в данном случае, не суть важно). На фоне развернувшейся на Западе истерии о «политической» подоплеке «дела ЮКОСа» иностранные компании-акционеры НК вполне могут обращаться в компетентные международные инстанции (арбитражные форумы, ИКСИД и т.д.) с требованиями, обращенными к российской казне. При этом основывать свои претензии они будут именно на Россией же подписанных соглашениях и, потенциально, они могут требовать с государства денежной компенсации на сумму всех своих «потерянных» активов (напомним, что в период «расцвета» капитализация компании составляла около $30 млрд.) плюс недополученную прибыль.
При этом наиболее вероятен такой сценарий в том случае, если власти переведут «дело ЮКОСа» из налоговой плоскости в банкротную. Потому как в понимании западных специалистов, которые напомню, и будут рассматривать возможное дело «Иностранные инвесторы НК ЮКОС против РФ», одно дело налоги – это, фактически, также свято, как неприкосновенность частной собственности. А, совсем другое – банкротство такой крупной, нефтяной, стратегической и международно-известной компании, как ЮКОС. Тут вполне возможен вывод, что таких скорых банкротств на развивающихся рынках без политического влияния не бывает. Все эти западные стереотипы также будут играть на руку «иностранным» акционерам в потенциальном деле против России.
И, совсем уже ситуация может принять странный для государства вид, если сложится следующим образом.
В России начинается слабо подготовленный этап банкротства ЮКОСа. Акционеры НК ЮКОС и НК Сибнефть приобретают «контрольный пакет» в кредиторской задолженности. Таким образом, государство уже не может претендовать на полное удовлетворение по своим налоговым претензиям. Одновременно, на Западе инициируется сложный и длительный процесс, ставка в котором – десятки миллиардов долларов взысканий из государственной казны.
Оптимальный сценарий
Таким образом, банкротство ЮКОСа в текущих условиях может означать две вещи: Первое – государство не заинтересовано в достижении заявленной цели – взыскании налогов или просто не имеет возможности контролировать ситуацию; и второе – власти предоставляют бизнесменам возможность поделить активы ЮКОСа между собой, но за счет государства, которое вполне может стать соответчиком по международным долгам компании.
Если банкротство произойдет по итогам дополнительных налоговых проверок ЮКОСа за 2001-2003 годы с соответствующим увеличением долга перед ФНС, то перспективы получения средств в бюджет могут быть более реальными, но это не устраняет международных рисков.
В такой ситуации, если государство действует самостоятельно и стремится достичь публично заявленных целей, ему необходимо реализовать несколько достаточно простых юридических шагов.
Во-первых, устранить Millhouse Capital как крупного кредитора, который может вмешаться в банкротство ЮКОСа. Эта проблема решается в случае отмены решения об аннулировании эмиссии акций ЮКОСа. Юридические возможности для этого все еще остаются – решение об аннулировании эмиссии может оспорить ФКЦБ. В результате государство оказывается главным кредитором ЮКОСа, а ЮКОС – владельцем ликвидного актива – контрольного пакета акций «Сибнефти».
Во-вторых, после того как решение о взыскании с ЮКОСа 3,4 млрд. долларов вступит в законную силу, у государства будет три месяца до приобретения права обратиться с заявлением о банкротстве. В течение данного времени, необходимо сохранить арест на имущество ЮКОСа, а также постараться удержать компанию от самостоятельного объявления себя банкротом.
В-третьих, завершить налоговые проверки ЮКОСа за 2001-2003 годы. Эксперты не исключают, что итоговая сумма претензий государства к компании за этот период превысит 10 млрд. долларов.
Только после этого государство сможет обеспечить себе достаточный запас прочности для развития ситуации по любому сценарию. Однако и после этого, вхождение в процедуру банкротства будет не самым оптимальным решением. На практике индивидуальное взыскание активов – всегда более продуктивный путь погашения долга.
Для погашения части долга перед государством может быть использован контрольный пакет акций «Сибнефти». Выставив его на торги, государство сможет выручить от 5 до 8 млрд. долларов (с учетом падения капитализации «Сибнефти», необходимости уплатить всю сумму одновременно, а также неоднозначности ситуации при продаже пакета судебными приставами). Остальное, можно получить, продав пакеты акций крупнейших предприятий ЮКОСа.
Результативность очевидна – налоговики смогут пополнить бюджет на 10-15 млрд. долларов, «Сибнефть» и основные предприятия ЮКОСа сменят владельцев, а сам ЮКОС останется (и это основная гарантия невмешательства международных институтов) относительно небольшой нефтяной компанией.
Исходя из анализа изложенных фактов, в настоящее время, шум вокруг банкротства ЮКОСа представляется не более чем игрой на нервах инвесторов, акционеров и менеджмента компании, поскольку и международные и внутренние реалии свидетельствуют об очевидной надуманности и бесперспективности такого сценария со стороны государства. Однако искусственно втянуть в данный процесс власти, в создавшихся условиях – дело техники. Поэтому уже сегодня государственным органам необходимо выработать четкую, скоординированную программу выхода из «дела ЮКОСа» с максимальным выигрышем, как для бюджета, так и для репутации.