марта
2008
Закон регулирует не всё
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Принятие федерального закона «О саморегулируемых организациях», который вступил в силу в 2008 году, является важнейшим этапом в процессе перехода России к рыночной экономике. Документ призван сократить государственное регулирование хозяйственной деятельности.
Но закон имеет ряд недостатков и пробелов.
В числе полномочий общего собрания, например, отсутствует утверждение стандартов и правил организации. Данный вопрос отнесён к компетенции коллегиального органа управления. Однако остаётся невыясненным, будут ли учтены при утверждении стандартов и правил мнения и интересы всех членов организации. Это может привести к конфликту внутри организации.
К числу недостатков следует отнести императивную норму об обязательном вхождении в состав коллегиального органа независимых членов. Из закона не ясно, должны ли эти независимые члены иметь какое-то отношение к профессиональной сфере деятельности, в рамках которой и создаётся саморегулируемая организация.
Недостаточно полно прописаны вопросы взаимодействия органов государственной власти и саморегулируемых организаций. В частности, механизм «обратной связи» при ведении властями нормотворческой деятельности. Проще говоря, обязаны ли органы власти, получая обращения саморегулируемых организаций, реагировать на них так, как это предусматривает соответствующий закон при работе с гражданами.
Создание саморегулируемых организаций актуально для автотранспорта в связи с большим количеством хозяйствующих субъектов на рынке автоперевозок. Профессиональные ассоциации автоперевозчиков, собственно, уже существуют.
Создание саморегулируемых организаций в железнодорожном сегменте сейчас представляется преждевременным. ОАО «РЖД» устанавливает свои стандарты и правила, которые выполняются и его дочерними и зависимыми обществами. Со временем, может быть, это станет актуальным. Смысл создавать саморегулируемую организацию, которая бы объединяла участников перевозочного процесса, появится, когда появятся сами участники рынка перевозок как независимые организации. В авиации достаточное количество самостоятельных участников рынка с собственными парками воздушных судов. Поэтому саморегулируемые организации там, вероятно, будут создаваться.