июня
2008
Возможности и риски
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Государственно-частное партнерство активно развивается последние несколько лет — в первую очередь, как отклик на стабилизацию экономики и начало реализации системных инфраструктурных направлений развития страны. Особенно активно ГЧП охватывает сферу транспорта, энергетики и прочих капиталоемких отраслей экономики. Изменение действующей нормативной базы, выявление множества концептуальных проблем в ГЧП обуславливают большой интерес к отношениям государства и частного бизнеса.
Партнерские отношения государства и частного бизнеса базируются на реализации совместных взаимовыгодных проектов при четком разделении интересов: государство получает возможность увеличить эффективность государственных инвестиций за счет привлечения частных инвестиций и управленческого опыта частного сектора, а бизнес — государственную поддержку в реализации собственных проектов. В настоящий момент основным инструментом в сфере ГЧП стал Инвестиционный фонд РФ, образованный в ноябре 2005 г. постановлением правительства как часть федерального бюджета, формирующаяся из доходов Стабилизационного фонда. За счет средств Инвестфонда финансируются инвестиционные проекты различных отраслей экономики, отобранные в результате конкурсных процедур.
Следует отметить, что Инвестиционный фонд является лишь одной из многих форм государственно-частного партнерства. Действующее законодательство позволяет бизнесу воспользоваться возможностями разнообразных ГЧП-инструментов.
Внимание первых лиц страны, повышенный интерес бизнес-сообщества к возможностям, предоставляемым государственно-частным партнерством, стали благодатной почвой для развития всех его видов, а также для возникновения новых форм ГЧП в рамках сложившихся правоотношений. В частности, речь идет о механизмах государственных гарантий инвестиций в энергетике (инструмент, применяемый для привлечения инвестиций в строительство новых объектов генерации в регионах с дефицитом мощности, а также в зонах, где существуют проблемы с поиском инвестора без дополнительных гарантий возврата вложенных средств). Другим примером взаимодействия государственного и частного сектора станет, по всей видимости, идея возрождения института инфраструктурных облигаций, использовавшихся для реализации крупных проектов еще в царской России.
ГЧП-инструменты и возможности
Инвестиционный фонд: • Софинансирование инвестиционных проектов • Вклад в уставные капиталы инвесторов • Субвенции регионам • Региональные фонды (проект) Госгарантии (проект) |
Финансирование ГЧП: • Банк Развития • Инвестбанки • Инфраструктурные облигации (проект) Инфраструктурные фонды |
Концессии: • Автодороги • Железные дороги (проект) • Аэропорты • Недра • иные |
Особые экономические зоны: • промышленно-производственные • технико-внедренческие • туристско-рекреационные • портовые • иные (проект) |
Федеральные целевые программы: • Управляющие компании • Существующие |
Госкорпорации; Госкомпании «Земельный» Фонд
|
ГЧП-риски
1. Нормативные (отсутствие методологии ГЧП и единого закона о ГЧП, несо-вершенство действующей нормативной базы).
2. Организационно-правовые (нечеткая регламентация компетенции госорга-нов и процедуры согласования ГЧП-проектов)
3. Управленческие (сложность в управлении комплексными ГЧП-проектами, высокие управленческие расходы на предварительных стадиях проектов)
4. Технические (отсутствие необходимой научно-технической базы для реали-зации крупных технологических проектов)