июля
2008
Арбитражное дело «Групо Омнилайф» vs. Руководитель Роспатента Б.П. Симонов
Коллектив авторов, VEGAS LEX
1. Фабула дела
Акционерное общество переменного капитала «ГРУПО ОМНИЛАЙФ С.А.» (Мексика) (далее – «Омнилайф», компания, заявитель) подало в ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» (далее – ФИПС) заявку от 27.02.2004 №2004703958/50(996039) на регистрацию словесного обозначения «СУПЕРМИКС» в качестве товарного знака в отношении товаров 5-го класса (диетические вещества для медицинских целей, детское питание) и 32-го класса (минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки, фруктовые напитки и фруктовые соки, сиропы и прочие составы для изготовления напитков) Международного классификатора товаров и услуг.
По результатам экспертизы ФИПС вынес решение от 21.02.2006 об отказе в регистрации товарного знака, поскольку заявленное обозначение утратило различительную способность, указывает на вид, свойства товаров, а также способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товара.
Мексиканская компания не согласилась с этим экспертным решением и в тот же день подала на него возражение в ФГУ «Палата по патентным спорам» при Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее – Роспатент).
Палата по патентным спорам своим решением от 18.10.2006 отказала в удовлетворении возражения компании, оставив в силе решение экспертизы ФИПС. Было подтверждено, что заявленное обозначение «СУПЕРМИКС» является характеризующим товары, то есть не соответствующим требованиям п. 1 ст. 6 Закона РФ от 23.09.1992 № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее – Закон о товарных знаках)2, где перечислены т.н. абсолютные основания для отказа в регистрации.
Решением руководителя Роспатента Б.П. Симонова от 06.12.2006 было утверждено решение Палаты по патентным спорам от 18.10.2006.
«Омнилайф» обратилось в порядке гл. 24 АПК РФ с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы, требуя признать незаконным, нарушающим единообразие в применении норм права и прямо нарушающим п. 1 ст. 19 Конституции РФ решение руководителя Роспатента Б.П. Симонова (ответчик). В качестве третьих (заинтересованных) лиц были привлечены Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Палата по патентным спорам. Дело прошло все четыре инстанции, и Президиумом ВАС РФ было принято решение оставить все судебные акты без изменения, а заявление АОПК «ГРУПО ОМНИЛАЙФ С.А.» без удовлетворения.
2. Юридическая суть спора и правовые позиции сторон
Позиция заявителя
Решение руководителя Роспатента Б.П. Симонова прямо нарушает п. 1 ст. 19 Конституции РФ («все равны перед законом и судом»), ч. 1 ст. 1 ГК РФ («гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений»), нарушает права и законные интересы заявителя в связи с избирательным применением к одному лицу пункта 1 статьи 6 Закона о товарных знаках при многолетней практике неприменения к другим лицам той же нормы права в аналогичных обстоятельствах. Компания «Омнилайф» требовала обязать руководителя Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: направить заявку № 2004703958/50(996039) на регистрацию товарного знака «СУПЕРМИКС», основанную на практике применения Роспатентом пункта 1 статьи 6 Закона о товарных знаках при регистрации товарных знаков в сходных ситуациях, и выслать заявителю утвержденное новое решение по заявке на регистрацию товарного знака в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Принимая свое решение от 06.12.2006, руководитель Роспатента Б.П. Симонов нарушил конституционный принцип равенства всех перед законом и положения ст. 1 ГК РФ избирательным применением норм закона, в отличие от сложившейся правоприменительной практики его ведомства при регистрации других товарных знаков с элементами «СУПЕР» и «МИКС» и их сочетанием «СУПЕРМИКС». Поэтому представители «Омнилайф» заявили ходатайство о признании судом обязательной явки руководителя Роспатента.
Позиция ответчика
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках, не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения. Истец подал на регистрацию в качестве товарного знака обозначение, которое не отвечает требованиям действующего законодательства, предъявленным к обозначениям, регистрируемым в качестве товарных знаков, а именно: нарушены требования п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках и п. 2.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Ответчик также считает, что решение Палаты по патентным спорам было утверждено им в соответствии с положениями ст. 43.1 Закона о товарных знаках. Эта норма предусматривает, что решения Палаты по патентным спорам утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступают в силу с даты их утверждения и могут быть обжалованы в суд в соответствии с законодательством РФ. Однако заявитель не оспаривал само решение Палаты по патентным спорам от 18.10.2006 и в рамках судебного спора требования о признании его незаконным не заявлял. Напротив, он подтвердил в судебном заседании, что просит признать незаконным решение именно должностного лица – руководителя Роспатента об утверждении решения Палаты по патентным спорам, указав, что надлежащим ответчиком выступает в этом деле руководитель Роспатента.
3. Выводы судов
Рассматривая данный спор, Арбитражный суд г. Москвы решением от 18.07.2008 № А40-10807/07-93-115 оставил заявление без удовлетворения. Суд пришел к выводу, что решение руководителя Роспатента, выразившееся фактически в действии по утверждению решения Палаты по патентным спорам, не противоречит законодательству РФ. Решение Палаты, принятое по результатам рассмотрения возражения «Омнилайф», было утверждено руководителем Роспатента в полном соответствии с положениями статьи 43.1 Закона о товарных знаках.
Кроме того, суд полагает, что в рамках рассматриваемого предмета спора ссылки заявителя на нарушения п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках неправомерны, поскольку законность применения указанной нормы при рассмотрении возражений и принятии решения Палатой по патентным спорам подлежит исследованию в рамках спора о признании незаконным именно решения Палаты, а не руководителя Роспатента.
Суд также посчитал необоснованными доводы заявителя о наличии зарегистрированных товарных знаков со словесными элементами «МИКС», «СУПЕР» и «СУПЕРМИКС», поскольку правомерность регистрации указанных товарных знаков не являлась предметом данного спора. Решение о регистрации или отказе в таковой принимается по результатам экспертизы, которая учитывает конкретные обстоятельства, существующие в связи с каждым заявляемым на регистрацию обозначением, отдельно по каждой заявке в рамках осуществляемого делопроизводства.
Суд не может также признать обоснованной ссылку заявителя на то, что имеется практика применения Роспатентом п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках, поскольку само по себе наличие зарегистрированных товарных знаков со словесными элементами «МИКС», «СУПЕР», «СУПЕРМИКС», без учета иных обстоятельств, не свидетельствует о наличии практики применения указанной нормы права. Следовательно, необоснованна претензия к руководителю Роспатента об избирательном применении к заявителю и неприменении к другим лицам соответствующих норм законодательства в нарушение правового принципа равенства.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2007 № 09АП-11788/07-АК решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Суд следующей инстанции не принял доводы кассационной жалобы заявителя, поскольку правоприменительная практика Роспатента не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления. Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при установлении правового регулирования конкретных правоотношений определять порядок рассмотрения вопросов, касающихся принятия и утверждения решения патентными органами. Закон же не связывает вопрос о регистрации товарного знака с практикой Роспатента по осуществлению такой деятельности. Не принимается во внимание указание заявителя на непредставление ответчиком доказательств законности оспариваемого акта, поскольку заявителем оспаривались действия руководителя и данные требования были судами рассмотрены (постановление ФАС МО от 06.12.2007 № А40-10807/07-93-115).
В определении ВАС РФ о передаче дела в Президиум ВАС РФ от 21.02.2008 № 445/08 была неожиданно поддержана позиция заявителя. Тройкой высоких судей был сделан вывод, что суды нижестоящих инстанций неправильно истолковывали и применяли ст. 13 и 43.1 Закона о товарных знаках, когда указывали, что для проверки законности отказа в регистрации обозначения «СУПЕРМИКС» в качестве товарного знака заявителю надлежало оспорить именно решение Палаты по патентным спорам. Именно ненормативный акт органа исполнительной власти (Роспатента), а не действия должностного лица, подписавшего его, и не решение ФГУ «Палата по патентным спорам», может быть оспорен в суде по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.
В своем определении ВАС РФ также указал, что суды должны были исследовать вопросы законности отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении указанных в заявке товаров, соответствие названного акта действующему законодательству, в том числе Закону о товарных знаках, и дать мотивированную оценку доводам заявителя о нарушении этим отказом его прав, тем более что именно Роспатент был привлечен судом к участию в деле.
С учетом изложенного тройка судей ВАС РФ рекомендовала Президиуму по сути отменить принятые по данному делу судебные акты в связи с неправильным применением норм права, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.04 2008 № 445/08 отказал «ГРУПО ОМНИЛАЙФ С.А.» в удовлетворении заявленных требований и оставил в силе ранее принятые по делу судебные акты.
4. Мнения опрошенных экспертов
Р.С. Восканян, помощник директора ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности», полагает, что постановление ВАС РФ об отказе в пересмотре в порядке надзора ранее принятых судебных актов является законным и обоснованным. Судами всех инстанций был сделан справедливый вывод, что в рамки заявленных требований о признании незаконным решения (а по существу - действия, прямо предусмотренного ст. 431 Закона о товарных знаках) руководителя Роспатента утвердить решение Палаты по патентным спорам не входит исследование вопроса о соответствии закону самого решения Палаты по патентным спорам. Изложенное представляется обоснованным, особенно с учетом того факта, что сам заявитель отказался и от изменения предмета заявления, и от замены ответчика.
М.В. Пригарина, юрисконсульт Департамента налогов и права ООО «ФБК», считает: рассматриваемое дело очень красноречиво показывает, что положительный исход судебного разбирательства в арбитраже зависит от корректного формулирования как предмета иска, так и основания иска. Не стоит также забывать и о доказательственной базе.
Соглашаясь с выводами ВАС РФ о необходимости более тщательного изучения заявленных требований истца, М.В. Пригарина отмечает, что в данном деле заявитель занял несколько неудачную позицию: оспаривал незаконность действия должностного лица государственного органа исполнительной власти, при этом само решение не было обжаловано в качестве незаконного. На взгляд эксперта, также не доказано, что должностное лицо знало или должно было знать, что утверждает заведомо незаконное решение, или что оно действовало с превышением полномочий. Кроме того, «очень уязвимы» доводы заявителя, приводимые им в обоснование своей позиции: наличие ранее зарегистрированных товарных знаков, неприменение положений п. 1 ст. 6 Закона о товарных знаках к другим лицам в аналогичных обстоятельствах. Сложившаяся судебная практика очень критично подходит к указанным обстоятельствам, и чаще всего решения принимаются не в пользу лица, подавшего заявку на регистрацию товарного знака (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 8215/06; постановление ФАС МО от 25.07.2007 № КА-А40-6804-07).
К.Р. Астафьев, юрист Арбитражной группы Юридической компании «Vegas-Lex», отмечает, что существо спора по данному делу, как и в большинстве аналогичных случаев, сводится к вопросу о правомерности отказа в предоставлении охраны товарному знаку. Однако заявитель - компания «Омнилайф» - выбрала нетрадиционный для подобной ситуации способ правовой защиты. В частности, в судебном порядке она не потребовала признания незаконным решения Палаты по патентным спорам, которым и была установлена правомерность отказа в предоставлении заявителю охраны заявленного им товарного знака, а обжаловала действия должностного лица -руководителя Роспатента, утвердившего решение Палаты по патентным спорам (подведомственной организации Роспатента) об отказе в удовлетворении возражений заявителя на результаты экспертизы.
Позиция судов трех инстанций совершенно понятна и обоснована. Действовавшим на тот период Законом о товарных знаках было четко предусмотрено, что решения Палаты по патентным спорам, принятые по возражениям и заявлениям, утверждаются руководителем Роспатента и могут быть обжалованы в суд. Таким образом, защита нарушенных прав и интересов заявителя должна осуществляться именно путем обжалования решений Палаты по патентным спорам.
Передача данного дела тройкой судей ВАС РФ на рассмотрение в Президиум (определение ВАС РФ от 21.02.2008 № 445/08) была обусловлена, скорее всего, желанием отойти от формального подхода к рассмотрению судебных споров, так как по сути заявителем был поставлен вопрос о правомерности отказа в регистрации заявленного им товарного знака. Однако законность окончательного решения ВАС РФ в виде постановления Президиума от 15.04.2008 № 445/08 об оставлении в силе ранее принятых по делу судебных актов, а заявления «ГРУПО ОМНИЛАЙФ С.А.» - без удовлетворения никаких сомнений не вызывает.