июля
2008
Как не потерять ценности делового партнера, нарушающего обязательства, и в то же время отстоять свои интересы?
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Проблема:
Как не потерять ценности делового партнера, нарушающего обязательства, и в то же время отстоять свои интересы?
Отвечает:
Антон Ченских, Юрист практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» Юридической фирмы «Вегас-Лекс»
Решение
Прекрасным инструментом разрешения подобных проблем является претензия. Наверняка в договоре с Вашим партнером есть условие о досудебном претензионном порядке урегулирования возникших разногласий. Это правило – такой же классический пункт соглашения, как, например, форс-мажорные обстоятельства.
На практике такой инструмент делового взаимодействия воспринимается юристами в качестве последнего призыва к миру перед объявлением войны – началом судебной тяжбы. Однако чтобы претензионный порядок взаимодействия помог Вам разрешить конфликт, нужно грамотно подойти к вопросу оформления претензии.
Прежде всего, Вам следует настоять, чтобы юрист обратил особое внимание на содержание претензии. Текст этого документа должен быть лаконичным, понятным и юридически грамотным. Доводы следует излагать подробно, обязательно со ссылками на статьи законов и существующую судебную практику. При этом в претензии необходимо четко описать меры воздействия, которые будут применены в случае отказа партнера от двустороннего разрешения конфликта (заявление в суд, жалоба регулятору: Центральный банк РФ, Федеральная Антимонопольная Служба РФ и т.д.). Из содержания претензии оппоненту должно стать ясно, что Ваша компания готова к судебной тяжбе и изложенные веские основания могут служить сильным оружием при вынесении решения. Однако не допускайте, чтобы претензия содержала угрозы – они вызывают чувство вражды, и располагают к открытому противостоянию. Документ должен быть составлен максимально вежливой, но в то же время важно показать, что вы твердо настроены отстаивать свои интересы.
Правильно составленная претензия может оказать на Вашего партнера психологическое воздействие. Если Вы убедите его в своей безусловной правоте, то оппонент начнет серьезно сомневаться в возможности дальнейшего неисполнения обязательств, указанных в договоре.
Следующим важный момент работы над претензией – определение ее адресата. Направлять претензию стоит не юридическому департаменту компании, а топ-менеджменту. Если претензия будет составлена в расчете на юриста, то его профессиональные амбиции могут возобладать над корпоративными интересами. Логика юриста проста: чем больше у него работы, тем важнее он для компании. Даже если ему понятно, что закон на Вашей стороне, он может, не считаясь с интересами предприятия, начать играть в профессиональные поиски лазеек в законе, которые, по его мнению, заставят Вас поумерить свой пыл.
Если Ваши отношения с контрагентом имеют долгую историю, советуем составить два документа в рамках одной претензии. Один – для руководства компании, другой – для юристов. При этом вариант для руководителя должен быть максимально ясным и простым – не надо перегружать текст юридическими терминами. Вам, как Генеральному Директору, необходимо лично прочесть составленный документ и убедиться в том, что он понятен человеку без юридического образования. А вот второй вариант может содержать юридические аспекты и профессиональную аргументацию. Кстати, вариант, предназначенный для юристов, мы рекомендуем оформить как приложение к первому варианту, на случай если руководитель компании-партнера все же захочет, чтобы юристы подтвердили обоснованность Ваших требований.
Если фирма, в отношениях с которой у вас возникли разногласия, является дочерней, то претензию надо направить в головную компанию. Многие корпорации свято соблюдают корпоративный имидж и охраняют реноме компании. Даже незначительная новость, порочащая доброе имя, вызывает у менеджмента очевидное волнение, ведь любая отрицательная информация может сыграть на понижение цены размещения IPO или негативно сказаться на котировках ценных бумаг на вторичном рынке. В такой ситуации любой топ-менеджер осознает, что лучше решить конфликт сразу, не придавая проблеме особой огласки и не доводя дело до суда. Ведь предугадать исход судебной тяжбы предугадать не может никто.
Кстати, не следует думать, что руководители компаний не заинтересованы решить конфликты в досудебном порядке. Так, для кого-то важна информация в средствах массовой информации, для кого-то - авторитет в глазах партнеров и т. п.
В электронной версии данной публикации Вы найдете пример претензии. Документ любезно предоставлен автором материала. www.gd.ru