+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

8
октября
2008

Некоторые аспекты паспортизации опасных отходов

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Необходимо ли предприятию после реконструкции оформлять новый паспорт на отход, если сырье осталось прежним?

 

Деятельность любого промышленного предприятия связана с образованием отходов, в том числе опасных, которые подлежат паспортизации согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89).

 

Нередки случаи, когда предприятие проводит реконструкцию и переходит на новую технологию. При этом используется то же сырье, но отходы несколько отличаются по содержанию того или иного химического компонента.

 

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» установлена процедура подготовки обосновывающих материалов рассмотрения и принятия решения о паспортизации опасных отходов.

 

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

 

- подготовку заявителями «исходных сведений об отходе»;

 

- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

 

- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее – свидетельство о классе опасности отхода);

 

- согласование паспортов опасных отходов.

 

Таким образом, для согласования паспорта необходимо первоначально оформить свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды.

 

Территориальные органы Ростехнадзора для паспортизации опасных отходов рассматривают документы и материалы, представляемые заявителями (см. п. 3.1.1), в которые в том числе входят:

 

- сведения об агрегатном состоянии и физической форме (указываются на основании визуального осмотра и (или) результатов обследований, исследований и измерений, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией);

 

- компонентный состав отхода (указывается на основании протоколов отбора проб и анализов, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией), сведения о компонентном составе исходного сырья и технологических процессах его переработки;

 

- наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход.

 

Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» в том числе предусмотрено, что в зависимости от физического вида и агрегатного состояния технологии процесса определяется вид того или иного отхода. В свою очередь, каждому виду отхода присваивается 13-значный код.

 

Существует вероятность, что различное содержание одного из химических элементов в составе отходе отразится в целом на агрегатном состоянии и физической форме последнего, в связи с чем, коды по ФККО также будут различными. Соответственно, и вид отходов (13-значный код) будет разным.

 

Такие критерии, как агрегатное состояние и физическая форма, должны быть определены только по результатам химического анализа, выполненного аккредитованной лабораторией. 

 

Приказ предусматривает подготовку новых документов для паспортизации отходов в случае изменения технологического процесса и состава используемого сырья (в соответствии с представленной информацией оба вида отходов получаются из одного вида сырья), однако указанных выше оснований, которыми являются смена  технологического процесса и возможное изменений состава химических элементов отхода, достаточно и для оформления как нового свидетельства о классе опасности вновь получаемого отхода, так и для согласования паспорта для вновь получаемого отхода.

 

Указанный подход соответствует положениям Федерального закона № 89, согласно которым опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

 

Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Критерием отнесения опасных отходов к конкретному классу является степень вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека в соответствии с приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». В данном случае (согласно приказу  Ростехнадзора) имеется в виду свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое разрабатывается первоначально.

 

Нормами Федерального закона № 89  предусмотрено, что на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности (т. е. на основе данных, изложенных в свидетельстве). Значит, опасные отходы могут быть отнесены к опасным только после определения вида и степени их опасности – получения свидетельства о классе опасности отхода, которое является первым этапом процедуры паспортизации, заключительным же  этапом является  паспорт опасного отхода.

 

Таким образом, паспортизация опасных отходов подразумевает паспортизацию всех опасных отходов.

 

При этом необходимо обратить внимание, что законодательство в данном случае использует именно понятие «опасный отход», а не «вид опасного отхода».

 

Паспорт же опасного отхода будет удостоверять принадлежность отхода к отходу соответствующего вида и класса опасности.

 

Что в данном случае имеется в виду? Предприятие, при наличии паспорта на один вид опасного отхода, которому присвоен соответствующий 13-значный код, осуществляет производство  по одной технологии. В результате реконструкции технологической линии предприятие начинает получать аналогичный вид опасного отхода, но с иным содержанием химического компонента. Исходя из буквального толкования ст. 14 Федерального закона № 89, на указанный опасный отход также должен составляться паспорт. При этом скорее всего, оба указанных вида будут совпадать, единственным отличием в паспортах отходов будет количественный состав того или иного химического компонента.

 

Данная ситуация возможна только при полном совпадении 13-значных кодов обоих отходов по всем параметрам, включая агрегатное состояние и физическую  форму.

 

Учитывая вышеизложенное, свидетельства и паспорта необходимо оформлять на каждый из видов отходов. В противном случае отсутствие паспорта на вновь образуемый отход может служить основанием для привлечения контролирующими органами промышленного предприятия к ответственности за нарушения, предусмотренные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

 



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение