ноября
2008
Инвестиционный фонд РФ
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Эта статья посвящена анализу возможностей, которые предоставляет инвестору использование механизмов государственно-частного партнерства, а именно-Инвестиционного фонда РФ.
Инвестиционный фонд привлекает инвесторов тем, что позволяет получать финансирование на весь мегапроект с применением одной административной процедуры (процедуры прохождения заявки).
Существование в России большинства известных мировой практике ГЧП-механизмов говорит о наличии в нашей стране административной платформы для успешного взаимодействия государства и бизнеса.
Отметим, что Инвестфонд - российское изобретение, не имеющее аналогов среди зарубежных ГЧП-механизмов.
Пока в нашей стране не применяется весь существующий в мировой практике арсенал концессионных соглашений, но законодатель предпринимает усилия к тому, чтобы этот ГЧП-инструмент стал для инвестора более привлекательным.
Несоответствие некоторых норм бюджетного, налогового, земельного законодательства потребности эффективного внедрения концессионных соглашений ведет к тому, что на практике эти соглашения пока активно не применяются.
Подробно о проблемах концессионных соглашений в России см. журнал "Слияния и Поглощения" №7-8, 2008 (статья "Концессии - перспективная форма приватизации").
Хотя никакого ранжира ГЧП-инструментов ни в теории, ни на практике нет, инвестор, реализуя ГЧП-проекты с использованием разных инструментов, осознает, что не все они являются одинаково эффективными.
Каждый из названных выше инструментов обладает собственными преимуществами и недостатками и может быть применен с разной долей эффективности в различных проектах.
Так, в свое время в целях развития инновационного потенциала страны был создан ряд государственных корпораций ("Ростехнологии", "Роснанотех"), для модернизации транспортной отрасли применяется механизм ФЦП, для строительства ряда инфраструктурных объектов в Южной Якутии планируется активное использование механизмов Инвестфонда и т.д.
Для отдельных проектов возможно сочетание нескольких инструментов ГЧП.
Например, разрабатывать проектно-сметную документацию (ПСД) по крупному инвестпроекту можно с задействованием механизмов Инвестфонда, но при этом сам проект может быть реализован на основе концессионного соглашения.
В качестве иллюстрации можно привести проект по разработке ПСД на строительство скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург на участке 58-й км - 684-й км (с последующей эксплуатацией на платной основе).
При выборе "своего" инструмента сотрудничества с государством инвестору необходимо провести анализ существующих возможностей, а также выбрать оптимальный механизм реализации инвестиционного проекта в рамках ГЧП.
Инвестиционный фонд РФ
Инвестфонд РФ формируется за счет дополнительных доходов федерального бюджета[1].
При подготовке проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объем средств федерального бюджета, предусматриваемых на формирование бюджетных ассигнований Инвестфонда, определяется в порядке, установленном правительством РФ.
Нераспределенные средства фонда отражаются в отношении Минрегиона России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В паспорт проекта могут быть внесены изменения, предусматривающие уменьшение объема бюджетных ассигнований фонда, предоставляемых для реализации проекта, например за счет экономии, образовавшейся в результате проведенных соответствующих конкурсов, аукционов, либо прекращения реализации проекта.
В таких случаях не использованный в процессе реализации проект объем средств направляется на увеличение объема фонда с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
Через Инвестфонд могут финансироваться проекты, направленные на:
• социально-экономическое развитие РФ в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной):
- имеющей общегосударственное значение;
- необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств РФ по созданию объектов на территории России (например, создание объектов энергетики, социальной инфраструктуры); •реализацию инновационных проектов;
• создание и (или) реконструкцию объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений. Например, через Инвестфонд можно профинансировать реконструкцию дороги, которая эксплуатируется на основе концессионного соглашения;
• финансирование подготовки и проведение конкурсов на право заключения концессионного соглашения (включая подготовку конкурсной документации) и мероприятий по подготовке территории строительства (включая выкуп земельного участка и разработку проектной документации на объекты капитального строительства, планируемые к реализации в рамках концессионных соглашений);
• реализацию региональных инвестиционных проектов. На практике многие из претендующих на финансирование за счет средств Инвестфонда проектов по своей природе "региональны", так как направлены на развитие определенного региона (например, проект "Комплексное
развитие Забайкалья", "Комплексное развитие Южной Якутии").
***
Отбор проектов для финансирования через Инвестфонд осуществляется на основе следующих критериев:
• соответствие решаемой задачи при реализации проекта целям социально-экономического развития РФ и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу. А
также - соответствие отраслевым стратегиям развития, утвержденным правительством РФ[2]. Этот критерий означает, что инвестору нужно сопоставить несколько факторов:
- совпадают ли цели его проекта с целями социально-экономического развития РФ (см. Программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу);
- есть ли в регионе, где реализуется его проект, принятые стратегии (программы, доктрины) развития региона и соответствует ли проект им;
- принята ли в его отрасли соответствующая стратегия развития;
Пример. Предположим, что какой-то инвестор заинтересован в реализации проектов по возведению объектов транспортной инфраструктуры в Иркутской области. Оценим его проект:
1. Программа социально-экономического развития РФ относит развитие инфраструктуры к приоритетному направлению.
2. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу нацелена на снятие инфраструктурных ограничений.
3. Развитие транспортной инфраструктуры предусмотрено Транспортной стратегией РФ.
Вывод: потенциальный проект соответствует критерию "направленности на социально-экономическое развитие РФ", а также соответствует отраслевой стратегии развития.
• достижение положительных социальных эффектов, связанных с реализацией проекта;
• обоснование невозможности реализации проекта без участия бюджетных ассигнований фонда.
• Такое обоснование делается посредством заключений инвестконсультанта, а также экономических расчетов, ТЭО и т.д. Чаще всего реализация глобальных проектов, связанных с "поднятием" базовых секторов экономики (образование, здравоохранение и т.д.), без бюджетных средств невозможна;
• ожидаемый эффект по инновационному развитию экономики в связи с реализацией инновационных проектов;
• наличие инвестора (или группы инвесторов, в числе которых могут быть и иностранные), подтвердившего готовность к участию в проекте (за исключением концессионного проекта). В качестве примера проекта с иностранным участием можно привести "Урал Промышленный - Урал Полярный";
• стоимость проектов (комплексных инвестиционных проектов), установленная для получения бюджетных ассигнований фонда, составляет не менее 5,0 млрд. рублей (для региональных проектов - 500,0 млн. рублей).
Согласно правилам об Инвестфонде[3], решение о выделении средств принимается в два этапа: сначала Инвестиционной, а затем Правительственной комиссией. Окончательное решение принимает Правительственная комиссия.
Чтобы получить ассигнования из Инвестфонда, проект должен удовлетворять также следующим критериям:
• вид: финансирование предоставляется на проекты, связанные со всеми видами ГЧП (включая концессии, комплексные инвестиционные проекты и др.);
• география: проект должен иметь общефедеральное, межрегиональное или региональное значение;
• срок: бюджетное финансирование выделяется на срок не более 5 лет;
• бюджетная и экономическая эффективность проекта: проект не должен быть убыточным в принципе[4].
Преимущества
• Безвозвратность средств. Отличие средств Инвестфонда от средств, привлекаемых инвестором в кредитных организациях, состоит в том, что инвестор не возвращает деньги государству. Получив их на проект, он их "пускает в дело" и не отдает назад с процентами.
• Одна процедура для получения всего объема требуемых бюджетных ассигнований. В отличие от таких ГЧП-инструментов, как, например, ФЦП, через Инвестфонд РФ можно запрашивать средства на финансирование всего мегапроекта, а не отдельных его составляющих. Это существенно упрощает организационные затраты и сокращает сроки получения проектного финансирования.
• Оптимальное разделение рисков между участниками проектов. Правилами об Инвестфонде предусмотрено, что риски, связанные с участием в инвестиционном проекте, должны быть сбалансированы между государством и бизнесом. Оптимальным признается разделение рисков 50 х 50.
• Гарантии исполнения обязательств. Инвестиционное соглашение, подписываемое сторонами, в силу своей гражданско-правовой природы гарантирует исполнение сторонами своих обязательств по инвестиционному проекту.
• Справедливое разделение выгод между государством и бизнесом: инвестор получает финансирование, а государство - вложение дополнительных средств (инвестора) в приоритетные сферы экономики.
• Предоставление бюджетных средств путем их направления в уставные капиталы ОАО, в том числе путем участия в их учреждении (одна из форм предоставления бюджетных ассигнований Инвестфонда.
• Возможность получать средства не только на инфраструктурные, институциональные, но и инновационные проекты. Пример - проект "Организация производства интегральных микросхем на пластинах диаметром 300 мм с проектными нормами 65-45 нм".
• Возможность укрупнения бизнеса (все вышеперечисленные факторы в комплексе ведут к возможному укрупнению бизнеса инвестора).
Пример. Предположим, у инвестора есть месторождение на Севере, но к нему не проведены транспортные коммуникации. В такой ситуации экспорт его продукции затруднен. Однако если он обращается за поддержкой к государству и возводит объекты транспортной инфраструктуры за счет средств Инвестфонда, возникает положительный эффект как для государства, так и для самого инвестора. Инвестор может укрупнить свой бизнес за счет получения новых клиентов, увеличения объемов экспорта и выхода на новые рынки, а государство через инвестора решает свои задачи. Например, прокладывает дороги в той местности, где их не было, и т.п.
Недостатки
• Длительность процедуры получения средств. По опыту сопровождения инвестиционных проектов длительность процедуры получения средств Инвестфонда составляет в среднем около года.
• Ограниченный срок предоставления государственной поддержки (5 лет).
• Альтернативный характер предоставления бюджетных ассигнований. Сочетание разных форм бюджетных ассигнований в рамках одного проекта запрещено. Так, нельзя запрашивать государственную поддержку одновременно через Инвестфонд и ФЦП/ФАИП.
• Правовые ограничения (Бюджетный кодекс РФ, закон № 94-ФЗ) на проведение конкурсного отбора исполнителей работ (услуг), финансируемых за счет бюджетных ассигнований Инвестфонда. Данные ограничения не распространяются на выделение ассигнований в виде взноса в уставный капитал.
Возможности
• Возможность сочетания ГЧП-инструментов в рамках инвестиционного проекта. Например, при сочетании "Инвестфонд + концессии" за счет бюджетных ассигнований фонда можно финансировать разработку проектной документации по концессионным проектам, а возведение запланированных объектов может быть осуществлено с применением механизмов концессии. При этом инвестор сначала проходит процедуру рассмотрения заявки в Инвестфонде и при принятии положительного решения по ней получает средства Инвестфонда на разработку ПСД, а затем проходит конкурс на заключение концессионного соглашения.
• Возможность индексации объема бюджетных ассигнований Инвестфонда на дефляторы, определенные Минэкономразвития[5]. Эта возможность возникнет в будущем. По дефляторам пока только принято решение.
Угрозы
• Угроза несвоевременного финансирования. Возможны ситуации, когда вместо ассигнований в начале финансового года реальное выделение средств может произойти лишь в конце года.
• Угроза непрофильного проекта. В случае, если проект заявителя по объективным параметрам не соответствует критериям финансирования проектов через Инвестфонд или его социальная значимость, экономический эффект от его реализации недостаточно обоснованы, проект может не получить финансирования.
Резюме
При общей привлекательности Инвестфонда как одного из ГЧП-механизмов инвестор, подавая заявку на предоставление бюджетных ассигнований, сталкивается с рядом трудностей:
• сложная структура подготовки и подачи заявки;
• во многом субъективные качественные критерии оценки проектов (проекты оцениваются Инвестиционной и Правительственной комиссиями);
• длительность процедуры получения средств и т.п.
Тем не менее, все эти трудности преодолимы при детальной проработке текста заявки и прочей проектной документации - самостоятельно или при содействии профессиональных консультантов (юристов и экономистов).
Для получения средств Инвестфонда РФ может быть предложен следующий алгоритм проработки заявки[6].
1. Выбор наиболее подходящего ГЧП-инструмента (варианта предоставления господдержки);
2.Определение отраслевого министерства, в которое будет направлена заявка на получение господдержки, на основе отраслевой принадлежности проекта (например, отраслевым министерством по проектам возведения объектов транспортной инфраструктуры будет Минтранс РФ);
3.Определение предварительной стоимости проекта и перечня объектов, запланированных в его рамках, для установления запрашиваемой суммы господдержки;
4.Определение процентного соотношения запрашиваемых бюджетных средств к средствам инвестора;
5.Обоснование соответствия инвестиционного проекта основным критериям и принципам, установленным правилами об Инвестфонде. Возможный вариант - подготовка меморандума о соответствии заявленных целей проекта приоритетам социально-экономического развития РФ или региона РФ;
6.Проработка проектных рисков (риски могут быть проработаны также в рамках меморандума о влиянии проекта на социально-экономическое развитие региона);
7.Подготовка технико-экономического обоснования (бизнес-плана) всего проекта;
8.Получение заключения инвестиционного консультанта на проект, в котором отражается соответствие проекта критериям, установленным в разделе IV правил об Инвестфонде;
9.Подготовка и направление заявки и приложений к ней в отраслевые министерства с целью получения заключения на проект для последующего представления сформированного пакета документов на рассмотрение в Инвестиционную, а затем в Правительственную комиссию.
Представляется, что предложенный алгоритм действий может значительно облегчить процедуру получения средств Инвестфонда РФ и привести инвестора к желаемым результатам.
При всем разнообразии мнений относительно эффективности фонда как одного из новых и российских ГЧП-инструментов нельзя не признать его уникальных возможностей, выгодно отличающих его от прочих механизмов ГЧП.
К таким возможностям относятся:
• комбинирование разных ГЧП-инструментов в рамках Инвестфонда (например, ГЧП + концессии),
• безвозвратность средств,
• возможность получения финансирования на региональные и межрегиональные проекты с бюджетом 500,0 млн. рублей,
• в перспективе - образование региональных Инвестфондов и т.д.