апреля
2007
SABMiller претендует на половину "Балтики" // Южноафриканская компания хочет купить международные активы Scottish & Newcastle
Financial Times вчера сообщила о том, что британская Diageo и пивоваренная компания SABMiller планируют приобрести шотландскую пивоварню Scottish & Newcastle (S&N) за $18 млрд. Если сделка состоится, SABMiller станет лидером на российском пивном рынке: S&N владеет 50% акций холдинга BBH, которому принадлежит "Балтика".
По информации Financial Times, SABMiller хочет купить S&N за 9 млрд фунтов ($18 млрд), после чего Diageo выкупит британский пивоваренный бизнес S&N, который включает в себя компании Newcastle Brown Ale и John Smith`s. SABMiller сохранит у себя международные активы S&N, включая 50% в СП с Carlsberg – компании Baltic Beverages Holding (BBH), а также крупные пакеты акций в индийской компании United Breweries и китайской Chongqing Brewery. Французскую пивоварню Kronenbourg, которая сейчас принадлежит S&N, Diageo и SABMiller намерены продать. После появления этого сообщения акции S&N на LSE выросли на 5% до 600,5 пенсов. Представители S&N, Diageo и SABMiller отказались от комментариев.
Об интересе SABMiller к доле в BBH уже знают на российском рынке: зимой один из крупнейших пивных дистрибуторов в стране рассказывал об этом корреспонденту Ъ. Тогда, как и сейчас, стороны отказались комментировать эту информацию.
SABMiller – уже третий потенциальный претендент на S&N: ранее на рынке появлялась информация о том, что компанию может купить голландская Heineken или американская Anheuser-Busch. Они также не комментировали эти сообщения.
Diageo – крупнейший в мире производитель алкоголя. Компании, в частности, принадлежат брэнды Smirnoff, Johnnie Walker, Guinness, Baileys. Выручка в 2006 году – $14,6 млрд.
SABMiller – вторая по величине в мире по объемам производства пивоваренная компания. Владеет более чем 50 брэндами, в том числе Miller Lite, Redds, Pilsner Urquell, Perroni Nastro Azzurro. Выручка в 2006 году – $15,3 млрд. В России представлена ООО "Трансмарк", которая владеет одним заводом в Калуге. Второй – в Ульяновске – строится.
Британская Scottish & Newcastle занимает лидирующие позиции на рынках 15 европейских стран. Выпускает пиво под марками Kronenbourg 1664, Foster`s и Grimbergen. В России владеет 50% холдинга BBH, которому на паях с Carlsberg принадлежит "Балтика" (владеет 10 заводами, занимает около 36% рынка). Выручка S&N в 2006 году – $8,3 млрд.
Если сделка состоится, SABMiller получит неплохую прибыль. BBH приносит S&N 29,4% операционной прибыли (157,29 млн фунтов в 2006 году), а весь международный бизнес – 62,1% (332,235 млн фунтов). В России компания сможет увеличить свою долю на рынке на порядок: сейчас "дочка" SABMiller ООО "Трансмарк" занимает 5,6% рынка (пятое место), а вместе с "Балтикой" она может получить уже 42%. Второй по величине игрок – Sun Inbev сейчас занимает 18,9% рынка. Представители "Трансмарк", "Балтики" и российского офиса Diageo отказались от комментариев.
Топ-менеджер крупной международной пивоваренной компании считает, что сделка может состояться, так как вписывается в стратегию SABMiller, которая недавно объявила, что не собирается развиваться на рынках Западной Европы. "Впрочем, не исключено, что предложение уже было отклонено S&N",– оговаривается источник Ъ.
Директор по маркетингу "Очакова" Алексей Фролов сомневается, что если сделка состоится, SABMiller будет объединять бизнес "Трансмарк" и "Балтики": "Объединять команду торговых представителей неудобно, получается слишком обширный портфель брэндов. Максимум, что возможно,– начать розлив марок SABMiller на заводах 'Балтики', ведь пока не достроен второй российский завод компании в Ульяновске, мощностей им не хватает". Аналитик UFG Алексей Кривошапко считает, что слияние "Трансмарка" и "Балтики" может не одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС): "'Балтика' и так находится на 'антимонопольном пике' с долей в 36,4%".
А одобрение понадобится, ведь активы компаний превосходят 3 млрд руб., а совокупная доля компаний на российском рынке будет больше 35%, говорит высокопоставленный чиновник ФАС. "Если же мы придем к выводу, что слияние будет ограничивать конкуренцию, можем отказать или одобрить с рядом 'поведенческих условий'",– рассказал собеседник Ъ. По словам руководителя коммерческой практики юрфирмы "Вегас лекс" Александры Васюхновой, "поведенческие условия" обычно подразумевают обязанность компании не расторгать существующие договоры с контрагентами, не сокращать производство более дешевой продукции в пользу более дорогой, а также жесткий контроль ценовой политики.