июля
2005
Последний передел: Волгоградская область попала под прицел иногородних рейдеров
По мнению специалистов, в ближайшие месяцы Волгоград захлестнет очередная волна передела собственности. Причем в отличие от середины 90-х годов, когда город сотрясали крупные корпоративные конфликты, сейчас под прицелом окажутся предприятия среднего бизнеса, независимо от их формы собственности и отраслевой принадлежности. Брать будут все, что плохо лежит и представляет хоть какую-то коммерческую ценность. Оживление интереса к Волгограду со стороны профессиональных рейдеров аналитики объясняют тем, что в развитых регионах делить уже нечего
Ъ Рейдеры» (в переводе с английского — «налетчики») — это специалисты по перехвату оперативного управления или собственности фирмы. В их арсенале есть множество разнообразных приемов агрессивного поглощения, которые по степени легитимности делятся на три группы: «белые», «серые» и «черные». Первые предполагают захват предприятия с использованием юридически безупречных схем: скупки акций, долгов и т.д. «Серые» схемы предполагают игру на грани закона, «черные» — откровенно криминальные захваты, с подкупом должностных лиц, переписыванием учредительных документов, списыванием акций, тривиальным запугиванием и физическим устранением тех, кто стоит на пути. По оценкам самих рейдеров, рентабельность их бизнеса сегодня колеблется от 200 до 2000%.
Активный капитал
О том, что Волгоград привлек к себе внимание крупных рейдерских команд, можно было догадаться еще прошлой осенью, когда в регион зашла московская инвестиционная группа «Арена» — профессиональный рейдер, специализирующийся на недружественных поглощениях. Компания представляет собой довольно крупную (для этого бизнеса) структуру с мощным штатом аналитиков, психологов, скупщиков, службой безопасности и т.д. К настоящему времени на счету «Арены» уже несколько десятков успешных захватов в Волгограде (ежемесячно три-четыре объекта). О двух из них „Ъ“ писал (см. номера от 6 апреля и 2 июля). Это покупка за два дня проектно-изыскательского института НВТИСИЗ и за три дня — «Мотороремонтного завода „Волгоградский“». В обоих случаях компания использовала стандартную схему выкупа мелких пакетов акций до контрольного с последующим перехватом управления.
Скупаются, как правило, предприятия с высокой инвестиционной привлекательностью: выгодно расположенными земельными участками и ликвидной недвижимостью. «Интерес к ним может быть либо чисто спекулятивный, когда предприятие захватывается для перепродажи его имущества по рыночной цене, — рассказывает руководитель пресс-центра «Арены» Владимир Макин, — либо инвестиционный. В этом случае проводится реструктуризация активов и их дальнейшая эксплуатация. Например, сдача помещений в аренду». В том и другом случае, признаются в „Арене“, доход превышает затраты на поглощение в десятки раз.
Опасное распыление
По словам Владимира Макина, появление их компании в Волгограде обусловлено целым рядом причин. «В отличие от более развитых городов, таких как Москва, Питер или Самара, где уже не осталось рейдпригодных объектов, здесь их еще довольно много», — отмечает господин Макин (см. его интервью на этой же полосе). В «Арене» связывают это с тем, что Волгоград долгое время находился в так называемом «красном поясе», который отпугивал частный капитал. По этой причине, считает рейдер, здесь осталось довольно много инвестиционно-привлекательных и пригодных для захвата предприятий.
Критерием такой пригодности, по словам Владимира Макина, в первую очередь является «распыленность» акций компании и нежелание ее менеджмента заниматься превентивной самообороной. К примеру, акции поглощенного «Ареной» института НВТИСИЗ были разделены более чем на 160 мелких пакетов и находились на руках его сотрудников. При этом последние могли свободно распоряжаться своими пакетами — никаких ограничений учредительные документы на них не накладывали. То же самое можно сказать и о «проглоченном» москвичами всего за три дня ЗАО «Мотороремонтный завод „Волгоградский“», у которого было около 60 акционеров.
Рейдеры называют и другие причины, делающие Волгоградскую область удобным плацдармом для развертывания их бизнеса. Во-первых, местное население не запугано громкими криминальными историями, связанными с «черным» переделом собственности, и поэтому охотно идут на контакт со скупщиками. Во-вторых — отсутствие на рынке серьезных конкурентов в лице других рейд-команд, которые могут положить глаз на те же объекты. «Здесь (в Волгограде. — „Ъ“) пока нет серьезных местных рейдеров, — рассказали „Ъ“ в одной из волгоградских брокерских компаний, оказывающих услуги по скупке акций. — В Волгограде есть фирмы, оказывающие инвесторам, заинтересовавшимся в покупке местного актива, ту или иную услугу: скупку акций, их регистрацию, силовую поддержку и т.д. Компании, которая бы занималась захватами комплексно, нет».
Защитная грамота
Еще одна особенность Волгограда, по словам рейдеров, заключается в абсолютной незащищенности местного бизнеса «средней руки» от враждебного поглощения. В «Арене» признаются, что практически не встречают сопротивления со стороны владельцев скупаемых ими фирм. По мнению руководителя комитета регионального развития юридической фирмы «Вегас-Лекс», это вызвано тем, что менеджмент большинства мелких и средних предприятий Волгограда просто никогда не задумывался о возможности такой потери бизнеса. Поэтому прибрать их к рукам, отмечает эксперт, как правило, не составляет труда.
«Я уверен, что многие из них ни разу не задумывались о том, чтобы проверить свои учредительные документы на предмет того, насколько хорошо они защищают предприятие от вхождения в его состав третьих лиц, — отмечает юрист(см. интервью с ним на этой же полосе), — не осознают, чем опасна большая кредиторская задолженность, и не заботятся о чистоте своих бывших и будущих сделок. Хотя все это может закончиться для них полной потерей бизнеса».
Обескураживающую неграмотность волгоградцев в вопросах защиты от враждебного поглощения отмечают и рейдеры. «Заходя на предприятия, мы сталкиваемся с полным невежеством. Менеджеры не знают ни корпоративного права, ни прав акционеров, ни прав АО, — признаются в „Арене“. — Для нас это хорошо, но для государства в целом — плохо. В экономике есть груз, который совершенно не шевелится».
Время рейда
Перечисленные обстоятельства сделали Волгоград весьма привлекательным местом для работы профессиональных рейдеров. «Мне известно, что скоро сюда придет еще ряд крупных рейдерских контор, за которыми стоит крупный московский, питерский и самарский капитал. Это вопрос даже не нескольких месяцев, а нескольких недель», — отмечает Владимир Макин. По его словам, нельзя исключать и того, что в Волгограде появится местная рейдерская фирма со всей необходимой инфраструктурой. «Мне известно, что местные бизнесмены уже рассматривают такую идею», — отметил господин Макин.
В компании «Вегас-Лекс» считают, что в спор за волгоградские активы вступит и местный бизнес. «Компании растут и нуждаются в дополнительных площадях. Особенность же Волгограда в том, что здесь их практически не осталось. А так как выкупать старое или строить новое гораздо дороже, чем просто захватить, местный бизнес также будет прибегать к услугам профессиональных рейдеров или самостоятельно пользоваться их методами», — считает руководитель комитета регионального развития юридической фирмы «Вегас-Лекс».
По мнению аналитиков, рейдерский ажиотаж в Волгограде будет длиться максимум 1,5 года. «После этого скупать в Волгограде будет, по большому счету, нечего», — считают в «Арене».
ИГОРЬ КУЛЕШОВ