+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

28
июня
2006

Выхожу я весь в белом // Объявленная сделка "Северстали" с Arcelor - прелюдия к переделу мирового рынка черной металлургии

"БЕЛЫЙ РЫЦАРЬ", "танк", "первопроходец с благословения Путина" - каких только эпитетов не давали зарубежные СМИ ранее почти неизвестному на Западе главе "Северсталь групп" Алексею Мордашову.
Уроженец Череповца Мордашов может стать крупнейшим акционером Arcelor, идущей ноздря в ноздрю с Mittal Steel в мировой табели о рангах в черной металлургии. И вероятность того, что акционеры Arcelor примут нужное Мордашову решение, довольно высока. 

СКАЗКА МОРДАШОВА 

В КОНЦЕ мая на пресс-конференции в Москве исполнительный директор Arcelor Ги Долле и председатель ее совета директоров Джозеф Кинш вместе с владельцем "Северстали" Алексеем Мордашовым объявили о консолидации компаний. В результате объединения на рынке должен появиться абсолютный лидер с годовым оборотом в 46 млрд. евро и объемом производства 70 млн. тонн стали в год. 1и Долле попытался убедить многочисленных миноритарных акционеров Arcelor в выгодах содружества с российским олигархом, которого окрестил "настоящим европейцем". Мордашов внесет в уставный капитал Arcelor все свои металлургические активы: 89% череповецкого комбината "Северсталь", американскую Severstal North America, мажоритарную долю в итальянской компании Lucchini, а также весь сырьевой дивизон "Северстали" с угольными шахтами и горнорудными предприятиями. Кроме того, Мордашов заплатит Arcelor 1,25 млрд. евро, которые пойдут на выкуп акций по цене 44 евро, что вдвое превышает январское предложение Лакшми Миттала. 

Взамен "белый рыцарь", насоливший индусу Лакшми Митталу, получит, пожалуй, больше, чем мог увидеть в сказочном сне. Мордашов станет обладателем 32% акций крупнейшего в мире производителя стали и будет назначен так называемым "неисполнительным" (почетным) председателем совета директоров Arcelor, а значит, получит право назначать 6 из 18 его членов. Он возглавит также комитет совета директоров Arcelor по стратегическому планированию, который будет отвечать за слияния, поглощения и инвестиционную стратегию. 

Судьба сделки должна решиться на собрании акционеров Arcelor, намеченном на 28 июня. Пока, исходя из решения совета директоров, сделка с "Северсталью" не будет утверждена, если 50% держателей ценных бумаг 28 июня проголосуют против. Если учесть, что в новейшей истории Arcelor не было случая, когда на собрании его акционеров присутствовало более 35% держателей акций, шансы Mittal Steel разрушить сделку представляются невысокими. Но уже сейчас противники сделки, в том числе и консультирующий Mittal Steel инвестбанк Goldman Sachs, предпринимают отчаянные попытки лишить Мордашова столь лакомого куска. 

Представители интересов Лакшми Миттала подтвердили "BusinessWeek Россия", что удалось собрать подписи около 30% держателей акций Arcelor с требованием незамедлительного проведения собрания акционеров компании. Единственный вопрос в повестке дня: требование к совету директоров Arcelor одобрить сделку с "Северсталью" не менее чем двумя третями голосов. Понятно, что в таком случае шансы Мордашова получить "добро" заметно понизятся. 

Правда, стоит отметить, что задачу Mittal Steel и Goldman Sachs поставили перед собой действительно титаническую. Как разъяснил "BusinessWeek Россия" управляющий партнер юридической компании "Вегас-Лекс" Альберт Еганян, для того чтобы провести решение об утверждении сделки с "Северсталью" двумя третями голосов, Mittal Steel сначала придется привести на собрание не менее половины от общего числа акционеров Arcelor, которые все поголовно должны будут выступить за изменение порядка голосования. Такой вариант развития событий г-н Еганян называет крайне маловероятным. 

"РУССКИЙ МЕДВЕДЬ" 

НА САМОМ деле Алексей Мордашов нацелен не на 32% акций. Несмотря на то, что ему запрещено покупать дополнительные акции Arcelor в течение четырех лет и продавать свой пакет в течение пяти лет, олигарх уже заявил ряду СМИ, что, в соответствии с соглашением, которое заключено с Arcelor, его доля автоматически увеличится до 38,5% после того, как Arcelor выкупит 150 млн. собственных акций, а затем аннулирует их. 

Те, кто опасается "русского медведя", страшатся не зря. Не исключено, что российские капиталисты смогут в будущем захватить и больше половины Arcelor (для этого Мордашову достаточно будет договориться с одним-двумя олигархами в России). Пока представители НЛМК, "Евразхолдинга" и ММК беседовать на тему Arcelor отказались. Зато в Еврокомиссии прямо признали, что не имеют возможности ограничивать российский капитал в Arcelor. 

"В ЕС нет закона, запрещающего неевропейскому образованию, компании или предпринимателю покупку европейской сталелитейной компании, - рассказал "BusinessWeek Россия" Грегор Кройцхубер, представитель Европейской комиссии, курирующий предпринимательскую деятельность и промышленность. - В странах-членах ЕС есть определенные секторы, которые по каким-то причинам являются чувствительными, и здесь возможны определенные ограничения по участию в этих секторах иностранного капитала. Но если говорить о сталелитейной промышленности, такого нет". По словам Кройцхубера, у него нет ответа на вопрос, кто лучше - Миттал или Мордашов: "Решать будут акционеры. И то, является ли инвестор русским, индийцем или немцем, с нашей точки зрения вторично. Первично то, чтобы сталелитейная промышленность оставалась важной отраслью, чтобы в ЕС оставались рабочие места и можно было вести бизнес".Кстати говоря, в конце прошлой недели Еврокомиссия одобрила ходатайство Mittal Steel о приобретении Arcelor. 

Помешать Мордашову почивать на лаврах в Arcelor Миттал все-таки сможет. 

По словам руководителя европейского подразделения Mittal Steel Роланда Баана, компания готова в рамках своей оферты ограничиться покупкой 40% акций Arcelor. "Для Mittal быть миноритарием Arcelor лучше, чем вообще не быть ее акционером", - сказал он. При этом владение даже 20-процентным пакетом позволит Mittal созывать собрания акционеров концерна. Оферта Mittal Steel акционерам Arcelor будет оставаться в силе до 5-го июля. 

Акционерам предстоит нелегкий выбор. Председатель совета директоров и генеральный директор компании Centaurus Capital, владеющей 1% акций Arcelor, Бернард Оппетит (Bernard Oppetit) в беседе с "BusinessWeek Россия" отметил, что предложение Мордашова невыгодно акционерам Arcelor: предприниматель платит очень мало "живых денег", а получает акции, которые стоят дороже, чем предложенные Мордашовым активы. Но и на Миттала в Centaurus Capital смотрят с опаской, и принимать условия индуса не спешат. "Мы на данный момент еще не вынесли окончательного решения по поводу предложения со стороны Mittal Steel", - пояснил в конце прошлой недели Бернард Оппетит. 

Оценить предпочтения акционеров Arcelor сегодня довольно сложно. Аналитик ИК "Метрополь" Денис Нуштаев в интервью "BusinessWeek Россия" предположил, что многие мелкие акционеры могут продать акции Митталу, выручив за них хорошую прибыль. "Другие, напротив, могут оставить акции у себя в надежде на больший рост их стоимости в результате эффекта синергии от объединения Arcelor и "Северстали", - полагает эксперт. - Лишь в начале июля, после окончания срока оферты, мы сможем узнать, какой размер пакета акций Arcelor удалось сконцентрировать г-ну Митталу". 

Многие эксперты, рассуждая о синергетическом эффекте сделки, придерживаются тезиса "лучше слиться с не столь большой, но крепкой компанией". По своему финансовому благополучию "Северсталь" ближе к Arcelor, нежели Mittal Steel: рентабельность производства российской компании составляет 28%, у Arcelor рентабельность по EBITDA - 17%, тогда как у Mittal Steel этот показатель составляет всего лишь 12%. Заводы Arcelor заняты производством марок стали с высокой добавленной стоимостью, предназначенных для автомобильной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Заводы Mittal Steel, напротив, ориентированы в основном на выпуск продукции более низкого передела, создающих меньшую по сравнению с предприятиями Arcelor добавочную стоимость. 

Напору Алексея Мордашова можно позавидовать. Первая сделка с Arcelor еще не завершена, а он, отвечая на вопросы журналистов, уже говорит, что не исключает слияния с другими российскими компаниями. На кого же тогда обратит внимание Мордашов? Возможно, ответ на этот вопрос знает самый богатый человек в России - Роман Абрамович. Ходят слухи о том, что его структуры нацелились на покупку акций второй по величине российской меткомпании "Евраз Груп" Александра Абрамова и Александра Фролова, а также англо-голландской Corns Group. Представители "Евраза" отказались назвать "BusinessWeek Россия" участников переговоров и их итоги, сославшись на необходимость сохранения конфиденциальности. Но если информация о скупке Абрамовичем акций "Евраз Групп" и Corns Group верна, то на рынке может появиться новый крупный металлургический холдинг, способный конкурировать с мировыми лидерами отрасли. В этой связи дальнейшая консолидация Arcelor и Corns не выглядит чем-то фантастическим.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение