июня
2006
ЮКОС простился с Mazeikiu nafta // Временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун может оспорить законность сделки
В пятницу ЮКОС продал принадлежащие ему 53,7% акций литовского нефтяного концерна Mazeikiu nafta польской компании PKN Orlen. Сумма сделки составила 1 млрд 492 млн долл. Между тем еще утром представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон заявляла, что сумма сделки будет на 67 млн долл. меньше. Компания получила разрешение федерального суда Нью-Йорка по банкротствам на продажу этого актива лишь 25 мая, накануне вступления в силу ультиматума Литвы о национализации завода. Просьба временного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна снова продлить временный запрет на продажу зарубежных активов опальной нефтяной компании была отклонена. Юристы заявляют, что оспорить законность сделки окажется весьма непросто. А аналитики считают, что у российской стороны остаются рычаги давления на нового собственника Mazeikiu nafta, поскольку именно отечественные нефтяные компании будут поставлять нефть заводу на переработку.
В Mazeikiu Nafta входят Мажейкяйский НПЗ (мощностью 12 млн т сырья в год), морской экспортный терминал Бутинге с пропускной способностью 8 млн т в год и Биржайский магистральный нефтепровод. Уставный капитал Mazeikiu Nafta составляет около 235 млн долл., 53,7% акций компании находится под контролем НК «ЮКОС», 40,66% акций принадлежит правительству Литвы. ЮКОС владеет пакетом Mazeikiu Nafta через зарегистрированную в Нидерландах компанию Yukos International UK B.V. Помимо PKN Orlen, на литовский актив ЮКОСа в разное время претендовали ТНК-BP, «ЛУКОЙЛ», «Газпром» в лице «Газпромбанка», казахстанский «КазМунайГаз» и другие компании. Впрочем, в пятницу Mazeikiu Nafta ушел к PKN Orlen, предложившей за компанию 1 млрд 492 млн долл.
Вырученные от продажи акций деньги будут находиться под контролем окружного суда Амстердама, который в декабре 2005 г. постановил продать зарубежные активы ЮКОСа для удовлетворения требований западных банков-кредиторов и GML (основного акционера ЮКОСа, бывшей Group MENATEP). Представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон сообщила, что вырученные от продажи Mazeikiu nafta средства позволят компании выплатить по кредитам Western Bank Group порядка 500 млн долл. и Moravel (контролируется GML) – 700 млн долл. Часть средств должна получить компания «Роснефть», которая выкупила долговые обязательства ЮКОСа перед западными банками. ЮКОС настаивает на разделе доходов от продажи литовского актива по нидерландским законам через суд, но Эдуард Ребгун с этим не согласен, предлагая решать судьбу средств по российским законам. По его мнению, при разделе доходов следует учитывать и налоговые задолженности ЮКОСа в России, а не только интересы кредиторов.
Участники рынка полагают, что в случае некорректного распределения средств, полученных от продажи Mazeikiu nafta, временный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун может попытаться оспорить законность сделки. Управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян считает, что сделать это будет весьма непросто, поскольку контрольный пакет литовского нефтеперерабатывающего концерна принадлежит голландской компании Yukos International UK B.V., которая де факто хотя и является «дочкой» ЮКОСа, но не подчиняется ему напрямую. По мнению юриста, запрет, введенный американским судом на продажу зарубежных активов ЮКОСа, не касался активов голландской компании Yukos International UK B.V. Таким образом, чтобы признать сделку недействительной, временный управляющий должен суметь доказать, что голландская «дочка» ЮКОСа относилась к единой группе компаний и подчинялась непосредственно московскому офису нефтяников.
Польская компания PKN Orlen собирается в дальнейшем выкупить и ту долю концерна, которая принадлежит сейчас литовскому правительству. Литва давно искала покупателя для стратегического нефтеперерабатывающего концерна, причем подчеркивала, что продаст актив лишь той компании, которая даст гарантии бесперебойных поставок «черного золота» на завод. По мнению аналитика Stаndard & Poor’s Елены Ананькиной, Литва рискует, продавая концерн полякам, поскольку нефть они все равно будут закупать у российских компаний, а значит бесперебойная поставка топлива на завод в теории остается под вопросом. «Если российские власти по политическим мотивам захотят повлиять на литовскую сторону или на новых владельцев Mazeikiu nafta, поставки нефти могут быть сорваны», – считает она.
Как прогнозирует Александр Блохин, аналитик ИК «Антанта-капитал», российские власти не стали препятствовать сделке, поскольку поняли, что в этом случае подконтрольной государству «Роснефти» может не достаться ни цента из денег от продажи актива. Ведь власти Литвы угрожали национализацией завода. Но по завершении сделки, как считает Блохин, Эдуард Ребгун будет настаивать на замораживании средств, полученных ЮКОСом в ходе нее, чтобы деньги не уплыли мимо кармана кредиторов. Аналитик полагает, что в случае достижения компромисса по поводу распределения средств, препятствий поставкам нефти в Литву никто чинить не будет, поскольку российским компаниям выгоден новый рынок сбыта на привлекательных условиях. «Судя по всему, при заключении договора о поставках нефти на завод с польской стороной были оговорены и более широкие условия сделки, например, либерализация доступа российских нефтяных компаний и на польский рынок», – полагает Блохин.