апреля
2006
Конфискация возвращается
До конца года в Уголовном кодексе может снова появиться конфискация имущества. Она грозит не только террористам - если депутаты не изменят принятые в первом чтении поправки, изымать можно будет любое имущество, использовавшееся для финансирования преступлений.
Необходимость подготовки поправок депутаты объяснили принятием нового закона о противодействии терроризму и ратификацией конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Одобренный законопроект предлагает дополнить УК статьей 104 прим, которая вводит конфискацию для совершивших кражу, мошенничество, присвоение или растрату, убийство, грабеж, разбой, контрабанду, для взяточников, изготовителей контрафакта, наркоторговцев, террористов, экстремистов и других преступников. Речь идет не о конфискации орудий преступления и украденного имущества для возмещения пострадавшим, но об изъятии "иного имущества <...> используемого или предназначенного для финансирования или совершения преступлений", или "иных средств совершения преступлений", даже если они не приобретены в результате преступления.
Сейчас конфискации как средства наказания преступника в российском законодательстве нет. Кодекс об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс предусматривают только конфискацию орудия преступления или похищенного имущества для возврата пострадавшим. Новые поправки позволят конфисковывать, например, жилища наркоторговцев или взяточников, даже если они не были приобретены непосредственно на преступные доходы.
По словам зампреда комитета по безопасности Михаила Гришанкова, второе чтение пакета возможно уже через месяц. Поправки будут доработаны "с учетом мнения всех заинтересованных сторон", говорит один из авторов, глава комитета по безопасности палаты Владимир Васильев. Положительный отзыв правительства, подписанный вице-премьером Александром Жуковым, тоже предписывает устранить ко второму чтению "отдельные имеющиеся недостатки", которые, впрочем, не называются.
Доработка предстоит серьезная. "Под прикрытием ссылок на конвенцию Совета Европы по борьбе с терроризмом в поправки записали конфискацию всего имущества, нажитого преступным путем, но это в конвенции никак не предусмотрено", - разводит руками сотрудник аппарата Госдумы. Поэтому прения продолжатся еще не одну неделю, говорит он. Один из авторов поправок - депутат Геннадий Гудков считает, что особенно нуждается в доработке понятие зоны и времени проведения контртеррористической операции. "Конфискацию же следует ограничить только особо тяжкими преступлениями - терроризмом и организацией наркоторговли", - говорит Гудков. Депутат Виктор Илюхин полагает, что предложенный перечень преступлений слишком широк. А вот в ФСБ одобрили принятые поправки. "Они не противоречат международным нормам", - говорит сотрудник ведомства.
Юристы разошлись во мнении, кому и чем грозит этот законопроект. "Формулировка депутатов не дает ответа на вопрос, нужно ли конфисковывать [только] украденные $100 млн или еще и заработанные с их помощью другие $100 млн, - отмечает партнер "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. - Все будет зависеть от того, по какому пути пойдут судьи". Поправки предусматривают конфискацию "иного имущества", используемого для финансирования преступлений, подчеркивает председатель президиума коллегии адвокатов "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин: "Может быть конфискован даже банк, через который прошла проводка денег на счет человека, использовавшего эти деньги для преступления". А управляющий партнер Legas Дмитрий Дякин считает, что поправки могут привести к перераспределению собственности в пользу государства, ведь если среди осужденных окажется бизнесмен, он лишится бизнеса. А в некоторых случаях следователь может конфисковывать имущество даже без решения суда, добавляет он.