+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

24
марта
2006

Скверное слово

Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Центробанк подозревает инвестиционную компанию "Финам" в незаконной банковской деятельности. 

Банк обратился в прокуратуру с просьбой проверить, не занимается ли ИК "Финам" незаконными банковскими операциями. Поводом для разбирательства стало формирование в составе компании нового подразделения - инвестиционного банка "Финам". ЦБ заявил, что не регистрировал кредитную организацию с таким наименованием и не давал ей лицензию на банковские операции. А по закону о банках и банковской деятельности компания, у которой нет соответствующей лицензии ЦБ, не имеет права именоваться банком. 

В "Финаме" такого поворота событий не ожидали. Новое подразделение было создано, чтобы консультировать предприятия по сделкам слияний и поглощений, а также помогать им в подготовке к публичному размещению акций и выпуску облигационных займов. Гендиректор компании Виктор Ремша заявил, что ИК "Финам", равно как и ее подразделение, банковскими операциями не занимается, да в этом и нет нужды, поскольку в составе холдинга "Финам" есть отдельный АКБ "Мегаватт-банк", имеющий лицензию ЦБ и входящий в систему страхования вкладов. Ремша добавляет: компания не намерена конфликтовать с ЦБ, но сначала хочет дождаться официальной оценки ситуации и рекомендаций от своего регулятора - ФСФР. А юридическая служба инвесткомпании ссылается на то, что пресловутое подразделение имеет статус внутренней единицы, а не самостоятельного юридического лица, поэтому не может считаться кредитной или иной организацией. 

Сторонние же юристы считают претензии ЦБ вполне обоснованными. По российским законам "Финам" не имеет формального права называться банком. Но первопричина конфликта, считает Антон Селивановский, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ГУ-ВШЭ, заключается в неясности самого понятия "инвестиционный банк". Одни понимают под этим словосочетанием организацию, занимающуюся кредитованием инвестиционных проектов, другие - компанию, консультирующую клиентов по организационным, юридическим и финансовым аспектам сделок М&А. 

Трактовка понятия определяет и правила лицензирования. Ничто не мешает коммерческому банку с лицензией ЦБ заняться консультированием по сделкам М&А и операциями с ценными бумагами - для этого он должен обзавестись лицензией ФСФР на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, что не так уж сложно. Однако "чистокровная" инвестконтора с лицензией ФСФР, такая как "Тройка Диалог" или "Атон", не сможет стать классическим банком и получить у ЦБ лицензию на кредитную деятельность. "Это абсолютно четкая позиция ЦБ, хотя ни в каких законах она не отражена", -говорит Селивановский. В лучшем случае инвестконтора может приобрести готовый коммерческий банк вместе с его лицензией, но это, как показал опыт "Финама", не защищает ее от претензий со стороны ЦБ. Александра Васюхнова, заместитель руководителя корпоративной практики из компании "Вегас-Лекс", добавляет, что никаких сложностей с ЦБ у "Финама" бы не возникло, если бы пресс-релиз был выпущен от имени Мегаватт-банка. Правда, проблема в том, что потенциальной клиентуре будет небезразлично, создается ли инвестиционно-банковский отдел в составе ИК "Финам" или же в никому не известном банке. 

Известны случаи, когда классические зарубежные инвесткомпании выходили на российский рынок в форме коммерческих банков с инвестиционным довеском. Например, Morgan Stanley сразу получил две лицензии - у ЦБ и у ФСФР. Аналогичный образ действий избрал и Goldman Sachs, конкурент Morgan Stanley. 

По статье 172 УК РФ за незаконную банковскую деятельность полагается суровое наказание. Виновные могут лишиться свободы на срок от трех до семи лет или заплатить штраф 1 млн руб. Но поскольку претензии ЦБ к "Финаму" касаются не столько сущности, сколько формальной стороны, то конфликт, по мнению Антона Селивановского, будет тоже улажен формальным способом - переменой названия.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение