апреля
2008
Парные танцы
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Московские юридические компании начали активно выходить на региональные рынки. Однако экспансия в отрасли не носит агрессивный характер: силовым способом взять главный капитал этого бизнеса — человеческий — слишком сложно
Вначале марта екатеринбургская юридическая фирма «ЭНСО» заключила соглашение о сотрудничестве с международной Consulco International Group, оказывающей услуги налогового и финансового планирования, создания и комплексного обслуживания международных компаний. «ЭНСО» и Consulco будут совместно выполнять клиентские поручения, связанные с международным налоговым планированием и защитой активов через создание компаний в оффшорных и низконалоговых юрисдикциях. Сотрудничество позволит Consulco реализовывать проекты в Уральском регионе и расширить этим географию присутствия, а «ЭНСО» — получить выход на международный рынок.
Заключение партнерских отношений становится все более распространенным способом продвижения услуг юридических компаний. «Границы бизнеса стираются, а так как юристы всегда следуют за своим клиентом, им необходимо присутствовать везде, где тот имеет интерес. Географическое расширение юрбизнеса — не просто желание завоевать новые территории, это процесс, вызванный экономической ситуацией в стране и мире», — объясняет управляющий партнер компании «ЭНСО» Алексей Головченко. Впрочем, использование именно такой формы экспансии связано не только с элементами глобализации, но и со спецификой отрасли.
За клиентом
Юристы часто консультируют клиентов в проведении сделок
Во многом по этой причине количество сделок слияний и поглощений исчисляется единицами. Так, в конце октября 2006 года украинская юридическая компании «Магистр & Партнеры» (сегодняшнее название Magisters) приобрела российскую фирму Legas, которая на тот момент специализировалась на разрешении споров. В результате под брендом «Магистр & Партнеры» стали работать в общей сложности 85 юристов, прогнозируемый доход на тот момент составлял около 18 млн долларов, что позволило позиционировать фирму как одну из ведущих в России и СНГ. Но повторимся, это, скорее, исключение.
Нередко юридическая фирма, испытывающая потребность в выходе на новые территории вслед за клиентом, рассматривает возможность создания там собственного офиса. Порог вхождения при этом невысок: открытие обойдется в 300 — 500 тыс. рублей. Но и «этот способ нельзя назвать экономически оправданным, если юристы открывают офис для обслуживания только одного клиента. Оптимальна гарантия работы как минимум
Словом, традиционные инструменты роста, которые используют компании — слияния и поглощения, открытие филиалов и представительств — в юридическом бизнесе не всегда эффективны. Причина в том, что главный капитал юридической фирмы нематериален, — это люди, их знания и навыки, которые создают репутацию компании и ее вес
Поэтому столичным юристам, если
Взять на грудь
Партнеров москвичи выбирают придирчиво: смотрят на репутацию, время и историю работы, наличие внутренних стандартов и технологий. «Перед тем, как заключить партнерское соглашение, представители компании приезжают удостовериться, что фирма действительно существует. Всегда просят рассказать о том, кто наши клиенты и привести примеры удачно проведенных дел, отслеживают информацию в интернете, изучают прессу. Конечно, огромную роль играет личностный фактор, во многом от него зависит, складывается доверие между руководителями или нет», — рассказывает Елена Артюх.
Суть большинства партнерских соглашений сводится к тому, что московские компании предлагают взять на юридическое сопровождение отдельные сделки своих клиентов, имеющих интересы на Урале. В свою очередь региональные компании при необходимости отдают обслуживание клиентов столичным.
Форма оплаты услуг может быть разной. Елена Артюх: «Агентское вознаграждение за передачу клиента определяется процентом от стоимости его заказа. Как правило, это от 10 до 20%». Денис Ширяев: «Допустим, мы в Москве работаем с клиентом, у которого есть интересы в УрФО. Мы договариваемся с екатеринбургской компанией о его сопровождении в регионе. По результатам работы локальный партнер выставляет нам счет за оказанные услуги исходя из принятой практики почасовой оплаты. С экономической точки зрения для нас это выгодно, потому что стоимость юруслуг на Урале значительно ниже, чем в Москве. Кроме того, мы не тратим ни время наших специалистов, ни деньги на их перелеты. В результате обе стороны увеличивают доходы».
Помимо денег, в региональные компании такая схема привносит и новый опыт. Алексей Головченко: «Мы имеем партнерские соглашения с многими московскими юристами и совместными усилиями можем реализовать проекты любой сложности. До этого мы были похожи на маленький грузовичок, который везет тонну угля, а сейчас можем и 10 тонн загрузить. Суть подобного сотрудничества в следующем. Когда к нам обращается клиент и спрашивает, оказываем
Некоторые формы сотрудничества предполагают повышение профессионального уровня регионалов. «Наша компания организует для партнеров специализированные бесплатные семинары и тренинги по технологии ведения клиентских проектов, принципам эффективного ценообразования, управлению стоимостью, основам маркетинга юридических услуг», —рассказывает руководитель комитета регионального развития компании Vegas Lex (Москва).
Однако в этой, казалось бы, самой выгодной схеме тоже есть риски, причем для обеих сторон: для москвичей — опасность ошибиться в партнере, для региональных компаний — утечка мозгов. «Сотрудники региональной фирмы, пообщавшись с коллегами из Москвы, могут мигрировать на работу к партнеру. Некоторые московские компании сознательно используют этот ход: отслеживают квалифицированного специалиста и переманивают высокой зарплатой или интересом работать в брендовой компании», — сетует Елена Артюх. Тем не менее именно эта модель развития в силу специфики юридического бизнеса станет на ближайшую перспективу наиболее популярной.