ноября
2005
Трибунал для терминала
У государства появилась возможность национализировать аэровокзал Домодедово - крупнейший и самый успешный аэропорт России. Десятый арбитражный апелляционный суд Московской области на прошлой неделе удовлетворил жалобу Росимущества, признав ничтожным приватизационный договор восьмилетней давности, по которому структуры группы «Ист Лайн» получили аэропорт в собственность. Принятое судебное решение пока касается только неликвидного движимого имущества, однако Росимущество намерено истребовать в суде и сам терминал, финансовый оборот которого в результате модернизации вырос с 2000 года более чем в девять раз.
Успешный проект
Группа «Ист Лайн» обосновалась в аэропорту Домодедово в середине 90-х годов, постепенно взяв под контроль практически весь бизнес по обслуживанию пассажиров и авиакомпаний. Сейчас в аэропорту работает около десятка компаний, аффилированных с «Ист Лайном». Инвестиции в $500 млн позволили Домодедово сравняться по пассажиропотоку с Шереметьево, до сих пор считавшимся главными воздушными воротами страны. В 2004 году ими было обслужено 12,067 млн и 12,865 млн пассажиров соответственно. Участники авиаиндустрии называют развитие аэропорта Домодедово одним из немногих по-настоящему успешных отраслевых проектов в России.
То, что приватизация Домодедово проходила с процедурными и законодательными нарушениями, для рынка никогда новостью не было. Однако первые претензии госсобственника к «Ист Лайну» возникли только в 2003 году. ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» обратилось в арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительным договора аренды 01 от 13 мая 1998 года (и применении последствий недействительной сделки), по которому входящее в «Ист Лайн» ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» получило на 75 лет не подлежащее приватизации аэродромное имущество - взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, светосигнальное оборудование и водосточно-дренажные сети. Судебное разбирательство затянулось, к нему подключились юристы Минимущества (сейчас Росимущество), и в феврале этого года государство выиграло дело. Отметим, что лавры победителей достались новой команде чиновников во главе с Валерием Назаровым, отвечающих за федеральное имущество и пришедших на свои нынешние посты в рамках административной реформы.
Претензии госсобственника, как следует из официального разъяснения позиции Росимущества, свелись к тому, что договор аренды в свое время не был согласован с Госкомимуществом, заключен на слишком длительный срок, а ставка арендной платы занижена. По словам Дмитрия Каменщика, председателя совета директоров «Ист Лайна», до сих пор ежегодная плата группы за аренду имущества составляла 3 млн руб. в год без учета расходов на амортизацию, содержание и ремонт аэродромной инфраструктуры, оценивающихся более чем в $15 млн. По отчетным данным ГУП «Администрация аэропорта Домодедово», его выручка в 2004 году составила 24,8 млн руб., чистая прибыль - 420 тыс. руб.
Взаимоотношения между госсобственником и частными операторами аэропортов по поводу аэродромной инфраструктуры стали модной темой для обсуждения на разных уровнях власти. Выяснилось, что эти отношения не урегулированы ни в одном российском аэропорту, а ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», учрежденное в 2002 году для управления имуществом московских аэропортов, оказалось мертворожденной структурой. Свое имущество на баланс этого предприятия передало только ОАО «Аэропорт Внуково», перечисляющее по договору о взаимном предоставлении услуг 7,77% от выручки, полученной за счет его использования. По итогам 2004 года это 157,7 млн руб. А, к примеру, государственное ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» часть имущества до сих пор держит на своем балансе и даже обвинялось налоговиками в занижении налогооблагаемой базы.
Домодедово оставят без мебели
После расторжения договора аренды чиновники Минтранса и Росимущества поспешили заявить, что выигранный судебный процесс не преследует цели отъема аэропорта у «Ист Лайна» - речь идет «о приведении договорных отношений в правовое и экономическое соответствие».
Однако отношения до сих пор в соответствие не приведены, а «борьба за справедливость» со стороны чиновников на этом не закончилась. Летом Росимущество оспорило в арбитраже договор мены от 15 сентября 1997 года № 1 между ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» и ОАО «Домодедово-2», впоследствии преобразованное в ЗАО «Аэровокзальный комплекс Домодедово» и также входящее в группу «Ист Лайн». Суть сделки состояла в том, что госпредприятие в обмен на 48,65% акций в ОАО передало ему движимое имущество аэровокзала балансовой стоимостью 1,65 млрд руб., а также аэровокзал площадью 74,69 тыс. кв. м, привокзальную площадь и ряд зданий и сооружений. Госдоля в результате нескольких допэмиссий была размыта, а недвижимость передана в собственность кипрского офшора Hacienda Investments Ltd.
Росимущество заявило, что комитет по управлению имуществом Московской области не имел полномочий на согласование сделок по отчуждению федерального имущества. 2 августа арбитражный суд Московской области в удовлетворении исковых требований Росимуществу отказал, однако на прошлой неделе Десятый арбитражный апелляционный суд отменил это решение, признав договор мены недействительным в силу ничтожности, и обязал возвратить движимое имущество в госсобственность. Судебное решение не касается недвижимости, но открывает Росимуществу новую возможность для его истребования. Дело в том, что рассмотрение соответствующего иска было приостановлено до вынесения решения апелляционной инстанции. В Росимуществе сообщили, что продолжат судебную тяжбу. В «Ист Лайне» пока осторожно говорят, что могут подать кассационную жалобу.
Возвращение движимого имущества - около 3 тыс. наименований (мебель, предметы канцелярии, оборудование),- часть из которого уже списана, вряд ли можно считать лакомым куском. Другое дело - терминал, обслуживший в 2004 году более 12 млн пассажиров. Как следует из отчетности ЗАО «АВК Домодедово», его выручка с 2000 по 2004 год увеличилась более чем в девять раз - со 195,1 млн до 1,8 млрд руб., чистая прибыль - до 1,4 млрд руб. по сравнению с убытком в 2000 году в 2,5 млн руб.
Наблюдатели видят три варианта развития событий, если аэровокзальный комплекс будет национализирован. Вариант первый: группе «Ист Лайн» теоретически могут компенсировать ее вложения. Вариант второй: доплатить «за грехи» 1997 года предложат самой группе (пока, правда, в исках Росимущества никакие подобные цифры не фигурируют). Наконец, третий вариант - восстановление прежней структуры владения комплексом, где государство будет вновь контролировать почти половину его акций.
Признание ничтожности сделки очень серьезно для «Ист Лайна»,- полагает главный юрисконсульт ИК «Проспект» Эльдар Назмутдинов.- В этом случае группе будет сложнее рассчитывать на возмещение затрат по модернизации и расширению терминала, который в момент его передачи в частную собственность стоил куда дешевле, чем сейчас. К сожалению, получается, что, отдав имущество несколько лет назад, государство теперь добивается его возвращения, но уже в более красивой обертке». «Это решение облегчает доказательную базу по второму иску,- говорит управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян.- Но судебное разбирательство будет долгим». А председатель коллегии адвокатов «Инюркон» города Москвы Александр Мертен добавляет, что «чем больше имущества будет возвращено в госсобственность, тем больше средств государство может потребовать за его использование при заключении новых договоров, прежде всего аренды».
С одной стороны, есть благое намерение государства упорядочить взаимоотношения с инвестором по поводу неприватизируемого имущества и сделать условия его использования более выгодными для бюджета,-говорит Леонид Азимов, директор по развитию бизнеса консультационной компании ПАКК.- Это правильно, и здесь сторонам нужно договариваться. Но, с другой стороны, есть желание ухватить и кусочек, который сейчас является весьма лакомым. И это, конечно, плохо. Это дестабилизирует рынок и отбивает охоту у других инвесторов двигаться в направлении развития любой инфраструктуры».
В ближайшие пять лет «Ист Лайн» собирался инвестировать в развитие Домодедово еще около $500 млн. В сентябре группа провела презентацию программы развития аэропорта в 2005-2007 годах и на дальнейшую перспективу. Официально «Ист Лайн» пока не намерен отказываться от планов по увеличению к концу 2006 года площади терминала до 220 тыс. кв. м (рассчитана на обслуживание 16-18 млн пассажиров в год), строительства новых парковок, а также развития фабрики бортового питания, грузового терминала, авиационно-технической базы и топливозаправочного комплекса.
Не исключено, что за действиями Росимущества стоит потенциальный претендент на аэропорт Домодедово. До сих пор, правда, никто своего интереса к нему даже полунамеком не проявлял. Отметим, что в последние два года «Ист Лайн» постарался избавиться от всего, что уязвимо с точки зрения отъема и технологически не связано с бизнесом. В 2004 году были проданы авиакомпания «Ист Лайн» и машиностроительные активы, в этом - одноименное грузовое агентство. Однако все это не помогло и не уменьшило рисков утраты основного актива.