апреля
2008
Инвестировать в порты станет удобнее
Коллектив авторов, VEGAS LEX
В конце прошлого года Минэкономразвития России объявило открытый конкурс по отбору заявок на создание особых экономических зон (ОЭЗ) портового типа. В начале февраля ведомство начнет прием заявок, а сам конкурс планируется праовести в апреле-мае текущего года.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» был принят в июле 2005 года. Он стал правовым фундаментом для создания нового вида территориальных образований с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности — особых экономических зон.
Первоначально документом предусматривалось создание только двух типов ОЭЗ: технико-внедренческих и промышленно-производственных. Но уже спустя год в закон были внесены поправки, предусматривающие создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа, а в конце 2007 года — поправки, предусматривающие создание портовых особых экономических зон.
Поправки в части ОЭЗ портового типа являются очередным шагом в формировании полноценной законодательной базы для динамичного развития российских портов. Здесь следует также вспомнить долгожданный Закон «О морских портах РФ>, принятый в конце 2007 года, который внес определенную ясность в имущественные и земельные отношения в морских портах. Кроме того, перспективу создания портовых ОЭЗ можно считать полноценным инструментом для повышения уровня конкурентоспособности российских морских терминалов, что немаловажно, учитывая грядущее вступление России в ВТО.
Возможные проблемы
Несмотря на весьма радужные перспективы создания ОЭЗ портового типа, их отличительные особенности, обозначенные законом, предопределяют ряд проблем.
Во-первых, портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров. Пока нет определенности в том, как будет реализовано это положение, например, в отношении портов (аэропортов), которые осуществляют как пассажирские, так и грузовые перевозки.
Во-вторых, исходя из буквального толкования положений п. 4 ст. 4 закона, портовая особая экономическая зона должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно территориального образования. Дело в том, что законодательство не содержит четкого определения административно-территориального образования. Логика подсказывает, что к последним могут быть отнесены города, районы и т. п. Если это так, то проблема усугубляется.
В-третьих, практика создания первых ОЭЗ, что при подписании соглашения о создании особых экономических зон стороны не регламентируют имущественные и земельные вопросы. Как правило, в таких соглашениях обходятся формулировкой «в порядке, установленном действующим законодательством». Вместе с тем подобные вопросы должны быть максимально детализированы.
С одной стороны, подобную практику можно объяснить очень сжатыми сроками создания ОЭЗ. Но с другой — именно правовая неопределенность в имущественных и земельных отношениях может стать критической для всего проекта. Поэтому очень важно, чтобы при подготовке заявки на участие в конкурсе на создание портовых ОЭЗ претенденты — субъекты РФ — особое внимание уделяли подготовке проекта соглашения.
О макроэкономическом эффекте, который последует после создания особых экономических зон в портах, на наш взгляд, пока говорить рано. Если проанализировать предоставляемые законом налоговые преференции, то мы увидим, что резиденты портовых ОЭЗ освобождал >т ся в основном от уплаты региональных (местных) налогов. При этом нельзя не учитывать опыт регионов, которые на уровне регионального законодательства устанавливают такие преференции так называемым «стратегическим инвесторам», которые осуществляют определенные инвестиционные вложения в экономику региона (в среднем от S 50 -100 млн. и выше).
Анализ практики создания первых в России особых экономических зон позволяет сделать вывод о том, что претенденты располагают довольно коротким промежутком времени для подготовки и подачи заявки. Тем более что кроме заявки они должны представить бизнес-план, определить финансовую и правовую модель участия субъекта РФ в создании ОЭЗ, решить правовую судьбу вновь создаваемых объектов недвижимости и т. п. В этой связи решение МЭРТ об объявлении конкурса является, на наш взгляд, поспешным, поскольку логичнее было бы сначала внести ряд поправок в соответствующие акты Правительства РФ и самого МЭРТ. Так, изменения должны быть внесены в Правила оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны (определяет, в частности, перечень документов, входящих в состав заявки на создание ОЭЗ того или иного типа), а также в Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон (устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок), утвержденные правительством в сентябре 2005 года.
Конкуренция
Как известно, закон допускает создание портовых ОЭЗ (ПОЭЗ) на территории морских и речных портов, а также на территории аэропортов. Если учесть, что сегодня в России одних только морских портов насчитывается 62, то становится очевидным, что конкуренция будет высокой.
Предварительно можно выделить несколько «фаворитов гонки» — это порты Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Новороссийск, Оля и Восточный. Данный прогноз мотивирован несколькими факторами. В их числе стратегическое значение порта (в масштабе страны) и его конкурентоспособность (востребованность), которая подтверждается объемом грузооборота.
Важно отметить, что при принятии решения о создании ПОЭЗ должен соблюдаться своего рода «географический принцип»: одна акватория — одна зона. В частности, именно этим можно объяснить, почему в числе фаворитов не может быть одновременно Усть-Луги и Санкт-Петербурга.
Официально критерии оценки заявок на создание ПОЭЗ пока не установлены, однако уже сейчас можно выделить основные из них.
В число критериев, безусловно, войдет уровень финансово-экономического состояния субъекта РФ, претендующего на создание ОЭЗ и соответствующего муниципального образования. Иными словами, смогут ли они обеспечить со своей стороны выполнение обязательств по финансированию мероприятий по созданию инфраструктуры и материально-технической базы зоны. Совершенно логично, что Москва будет стремиться распределить риски и ответственность с регионами и муниципалитетами, не принимая на себя всю финансовую нагрузку.
Таким образом, финансовая нагрузка по созданию портовой инфраструктуры будет распределяться между бюджетами всех уровней. А сам процесс финансирования не будет ограничен бюджетным годом за счет того, что в каждой зоне будет создано открытое акционерное общество, через которое будет осуществляться финансирование всех мероприятий.
В связи с этим существенным преимуществом заявки на создание ПОЭЗ может стать возможность использования при ее создании инструментов государственно-частного партнерства. Сочетание нескольких инструментов ГЧП позволяет распределить финансовую нагрузку таким образом, чтобы реализация проекта не была «привязана» к одной статье бюджета. Это будет своего рода гарантией для инвестора: при возникновении проблем с финансированием по одной статье бюджета реализация проекта не останавливается, так как продолжается финансирование по другой статье бюджета.
Также будут оцениваться перспективы создания на базе портов-претендентов современных мульти-модальных комплексов (именно они сегодня максимально востребованы рынком), издержки, с этим сопряженные, и синергетический эффект, который в результате получит экономика региона. Рассматриваемый критерий очень важен, поскольку одной из главных проблем существующих российских портов (аэропортов) является изношенность, а в ряде случаев и «моральное устаревание» инфраструктуры.
Не менее важным представляется обеспеченность резидентов ПОЭЗ грузопотоком и наличие (отсутствие) международных транспортных коридоров, к которым может подключиться новая зона. Дополнительно поддержит заявку опыт реализации на территории муниципального образования крупных инвестиционных проектов с участием частных инвесторов, а также высокие технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации па территории особой экономической зоны.
Быть эффективными
Создание особой экономической зоны портового типа предполагает наличие необходимой инфраструктуры, а также материальное и техническое оснащение территории. Соответствующие обязательства государства предусматриваются в соглашениях о создании ОЭЗ и детализируются в плане ее обустройства и материально-технического оснащения. В плане определяется перечень инфраструктурных объектов, источники финансирования строительства указанных объектов, сроки строительства и прочее.
Если в ОЭЗ промышленного и технико-внедренческого типов обустройство территории и создание инфраструктуры может быть осуществлено в среднем в течение одного года, то применительно к особым экономическим зонам в портах срок выполнения государством аналогичных обязательств составит от одного года до двух лет. И то при условии, что соответствующее финансирование будет предусмотрено в бюджетах РФ и субъектов РФ в нужном объеме и при своевременности финансирования. Названные обстоятельства следует отнести к рискам проекта по созданию ОЭЗ.
На наш взгляд, одним из возможных вариантов минимизации рисков при создании портовой особой экономической зоны, как уже отмечалось выше, может быть использование инструментов ГЧП. Законодательством предоставляется довольно широкий спектр возможностей участия частного капитала в модернизации транспортной отрасли России, в том числе — концессии различных видов.
Выбор моделей финансирования — это сфера ведения субъектов РФ. Именно они, как самые заинтересованные участники этого процесса, имеют сегодня все возможности для эффективного создания и функционирования портовых особых экономических зон.