июля
2008
Бизнес и власть строят отношения
18 июня прошла вторая ежегодная конференция «Финансовые и правовые механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) в России», организованная журналом «ФИНАНС».
Главное, что мешает бизнесу налаживать партнерские отношения с государством, - это нормативные препоны. Дело даже не в отсутствии в российском законодательстве понятия «государственно-частное партнерство». Практически все докладчики отметили, что, несмотря на недостатки, доработанный закон о концессионных соглашениях (а именно он - основа регулирования в этой сфере) позволит найти варианты для сотрудничества. Основная сложность в том, что нынешние законы и кодексы, многие из которых приняты в 1995-2000 годы, уже не отвечают нуждам технического и технологического развития промышленности и вступают в противоречия с новыми документами - об Инвестфонде, концессиях, особых экономических зонах.
Еще одна «бумажная» проблема - устаревшие технические регламенты. «Ростехнадзор выпускает приказы на основании старых правил, которые не позволяют внедрять инновационные проекты. В них, например, не предусмотрена та производительность шахт, которая достигается благодаря новым технологиям и технике», - посетовала заместитель генерального директора СУЭК Анна Белова.
Другой сдерживающий фактор - отсутствие у государства четкого видения результата партнерства. «Власти регионов и местные власти не всегда понимают, какова конечная цель проекта. К примеру, они говорят, что нужно проложить 15 км труб для водоснабжения региона или муниципалитета. Но цель-то - не проложить эти трубы, а обеспечить водой 100% населения, а для этого существует множество других способов», - отметил вице-президент группы компаний «Евразийский» Дмитрий Пузанов.
По-прежнему остается актуальной и проблема отсутствия у чиновников стимулов для быстрого рассмотрения инициатив бизнеса. «В январе этого года мы начали согласование паспорта нашего проекта, и до сих пор процесс не завершен, - рассказал генеральный директор Корпорации развития Южной Якутии Михаил Брук. - Более того, на этой стадии чиновники начали предъявлять требования, которых не было раньше».
В России пока нет ни одного завершенного проекта в рамках ГЧП, однако у участников мероприятия накоплено уже достаточно опыта в составлении заявок, привлечении инвесторов и прохождении процедур одобрения. «Наша практика показывает, что участие в консорциуме иностранных компаний наиболее эффективно. Опыт и знания российских компаний позволят минимизировать специфические национальные риски, а участие иностранных партнеров благодаря их опыту и знанию ноу-хау обеспечит высокотехнологичную реализацию инфраструктурных проектов», - поделился с коллегами директор по инвестициям УК «Лидер» Сергей Кербер. «На стадии планирования необходимо ознакомиться с многочисленными стратегиями развития тех или иных отраслей или регионов. Если проект в чем-то будет им противоречить или недоучитывать интересы, его рассмотрение существенно усложнится», - предупредил старший эксперт дирекции по ГЧП Института региональной политики Олег Лысак. Активно пользоваться инструментами пиар-технологий посоветовал генеральный директор МИК «Северозапад-Прикамье» Юрий Демочкин. По его словам, комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского чиновники края и Архангельской области старались презентовать на всех мероприятиях, где собирались влиятельные.
Мнения партнеров:
Альберт Еганян, Управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс»
- Существенная разница в системе мотивации чиновников и бизнеса. Компании заинтересованы в том, что бы их вложения были адекватны получаемой отдаче, поэтому они готовы работать больше и эффективнее. Государственных служащих финансовая сторона не интересует, поэтому стимула работать быстрее нет: они и так получат свой оклад и премии. Необходимо увязывать эти мотивации, так как в российских условиях альтернативы - ГЧП нет: полная госзарегулированность не работает, а свободный рынок невозможен, так как у нас не развита конкуренция.