+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

17
сентября
2008

Туапсинский порт закрылся на прогул

Коллектив авторов, VEGAS LEX

На Северо-Кавказской железной дороге простаивают 1,5 тыс. вагонов с углем и металлом. Их не принимает ОАО «Туапсинский морской торговый порт», практически все докеры которого уже неделю отказываются выходить на работу, требуя от администрации АО погасить задолженность по зарплате (около 10 млн рублей). Администрация ТМТП называет акцию «массовым прогулом», в то же время, по данным профсоюза порта, готова немедленно погасить часть долга перед персоналом. Портовые рабочие, ссылаясь на КЗОТ и решение городского суда, настаивают на полном расчете и не намерены отказываться от акции, убытки от которой, по неофициальным данным, уже достигли 55 – 70 млн рублей.

Конфликт между администрацией ОАО «ТМТП» и портовыми рабочими длится больше года. После безрезультатных переговоров с руководством порта об увеличении зарплаты в среднем на 20% 170 докеров-механизаторов в ноябре 2007 года начали «итальянскую» забастовку, которая была приостановлена по решению суда, признавшего акцию портовиков незаконной.
«Несколько месяцев назад обе профсоюзные организации порта — профсоюз работников водного транспорта и портовых докеров — подали иск в городской суд Туапсе с требованием индексировать зарплату и выплатить долги, образовавшиеся за несколько лет», — рассказал „Ъ“ руководитель объединенного профсоюза ОАО «ТМТП» Сафербий Шхалахов. 29 июля суд удовлетворил все требования докеров. По словам господина Шхалахова, администрация порта отказалась выполнять решение суда. После того, как истек срок подачи апелляции, профсоюз принял решение о невыходе докеров на работу.

Акция началась 13 августа. «Это не забастовка: мы действуем в соответствии со ст.142 КЗОТ РФ, которая позволяет работникам приостанавливать работу, если работодатель отказывается выплатить зарплату или ее часть», — объяснил профсоюзный лидер. По его словам, погрузочно-разгрузочные работы в порту практически остановлены, потому что в акции участвуют около 150 докеров-механизаторов и на рабочих местах находятся по два-четыре человека в смену вместо положенных 60.

За неделю акции докеры и администрация порта несколько раз начинали переговоры о возможных условиях возобновления работы. «Некоторый прогресс есть: администрация согласилась, что есть многолетняя задолженность по зарплате, которую она предлагает погасить частично. Нас эти условия не устраивают, мы намерены продолжать акцию до полного расчета», — заявил господин Шхалахов.

В администрации ОАО «ТМТП» отказались комментировать конфликт, заявив: «У нас нет забастовки, у нас есть массовый прогул».

15 августа свое отношение к действиям докеров высказала Туапсинская транспортная прокуратура, признавшая акцию докеров противозаконными действиями, которые надзирающий за соблюдением закона орган потребовал прекратить. Как сообщили „Ъ“ в транспортной прокуратуре, акция профсоюзов была признана забастовкой, о которой лидеры профсоюза не уведомили администрацию порта.

По словам руководства профсоюза, за неделю из порта ушли несколько судов, ожидавших разгрузки на рейде. А по данным пресс-службы СКЖД, на узловых станциях железнодорожных веток, ведущих в Туапсинский порт, на 18 августа скопились 1371 вагон с углем и 245 вагонов с черными металлами. «Сегодня наши представители уезжают в Туапсе для участия в переговорах между конфликтующими сторонами», — сказала сотрудник пресс-службы СКЖД Ирина Спирина. По подсчетам аналитика ИК «Финам» Владимира Сергеевского, каждый день простоя ТМТП ведет к недополучению 8 –10 млн рублей выручки в день.

Аналитики рынка и независимые юристы считают, что требования докеров справедливы и грамотны. По мнению старшего юриста юридической фирмы Vegas Lex Сергея Радченко, докеры квалифицированно воспользовались действующим законодательством — при том, что в практике ст.142 КЗОТ почти не встречается. «Если есть решение суда, вступившее в законную силу, то ситуацию с долгами по зарплате можно квалифицировать как совокупность индивидуальных трудовых конфликтов, при которых каждый истец сам или вместе определяют свои действия в отношении должника. В данном случае — это совокупный невыход на работу», — объяснил господин Радченко. Эксперты разошлись во мнениях относительно того, скажется ли дальнейшее неразрешение конфликта на положении ТМТП и его перспективах. «Порт вряд ли понесет существенные потери клиентской базы, потому что ключевые позиции в порту занимают грузы НЛМК, которая вряд откажется от использования своего собственного порта», — предположил Владимир Сергеевский. А генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов прогнозирует уменьшение клиентской базы в отдаленной перспективе. «Конфликты в Туапсинском порту между рабочими и администрацией становятся нехорошей традицией, которая заставляет судо- и грузовладельцев переходить на обслуживание в более спокойные порты», — отметил эксперт.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение