октября
2008
Мнение
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Военный конфликт в Южной Осетии явился одной из причин осложнения политической и экономической ситуации вокруг России, оттока иностранного капитала из страны и замораживания международного сотрудничества. «Гудок» попросил участников рынка прокомментировать, как обострение ситуации может сказаться на перспективах реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
Транзит не пострадает
Максим Ликсутов, председатель совета директоров ООО «ТрансГрупп АС»
Наша компания собирается активно участвовать в реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» и в ряде проектов. Политическая обстановка не настолько влияет на процессы внутри России, чтобы была необходимость пересматривать цели и задачи «Стратегии». Объём транзитных грузов на железнодорожной инфраструктуре переживает период становления, в эпоху глобальной конкуренции государств и разных видов транспорта за транзитные грузы в России более чётко нужно сформулировать государственную позицию по поддержке транзита на железнодорожной инфраструктуре, обеспечив более простое прохождение пограничных и таможенных процедур, а также оперативное рассмотрение ценовых условий работы. Это основные условия для развития транзита. Фактор внешнеполитический не является первым в списке определяющих, будет транзитный поток или нет.
Инвестиционные последствия маловероятны
Гарагозов Довран, адвокат, старший юрист департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «ВЕГАС-ЛЕКС»
Поставленный вопрос необходимо рассматривать с экономической и правовой точек зрения.
Сначала об экономических последствиях.
Утверждённая правительством «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» предусматривает программные мероприятия, спрогнозированные с учётом оптимистичного и пессимистичного сценариев. В «Стратегии» указанный подход формализован в программах минимум и максимум.
Вместе с тем выполнение любых программных мероприятий, заявленных в «Стратегии», возможно лишь в случае экономической эффективности работы ОАО «РЖД». Кроме того, существенное значение имеют и внешнеэкономические параметры (например, уровень транзита грузов по железным дорогам, объём перевозимого груза и т.п.), и активность инвесторов.
Последние события во внешней политике могут иметь негативные последствия в случае их влияния на инвестиционную активность инвесторов, включая иностранных. Однако следует признать, что такие последствия маловероятны, так как в настоящее время иностранные инвесторы в основном только присматриваются к инвестиционным проектам в сфере железнодорожного транспорта. Главные решения они будут принимать ещё не сейчас.
Например, в рамках инвестиционного проекта по организации высокоскоростного движения по маршруту Москва – Санкт-Петербург в качестве одного из потенциальных инвесторов рассматривается концерн Siemens, а к возможности реконструкции под скоростное движение линии Санкт-Петербург – Хельсинки присматривается Alstom.
При этом реакция может быть не односторонней – не только со стороны иностранных инвесторов, но и со стороны российских органов государственной власти, которые могут обеспечить хорошие условия для иностранных инвестиций.
С правовой точки зрения последствия могут выразиться в установлении иностранными государствами неблагоприятного режима в отношении, например, перевозки транзитных грузов, идущих из России, усилении поддержки (и как следствие финансирования модернизации/строительства) транзитных коридоров, идущих в обход российских международных транспортных коридоров.
В любом случае, всё будет зависеть от быстроты разрешения конфликта и как Россия поведёт себя во взаимоотношениях с Америкой и странами Евросоюза в дальнейшем.
Южную Осетию можно связать железной дорогой с Россией
Алевтина Кирилова, директор ООО «САНГЕЙТ»
Транспорт – это неотъемлемая часть экономического развития любой страны и её международных связей, что особенно важно в период мировой глобализации экономики.
С момента признания независимости Южной Осетии и Абхазии на карте появилось два новых государства, которые будут развиваться и, безусловно, нуждаться в эффективном транспортном обеспечении.
Насколько мне известно, в Южной Осетии развит только автомобильный транспорт. Поэтому задача формирования железнодорожной инфраструктуры и прямого железнодорожного сообщения с Россией, на мой взгляд, может быть уже сейчас добавлена в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
Кроме того, железнодорожное сообщение – это ещё и непосредственное влияние на развитие смежных отраслей народного хозяйства, например машиностроения, металлообработки, строительства, что будет способствовать развитию экономики Южной Осетии и развитию торговых и туристических отношений с Россией и другими странами. То есть создание железнодорожного сообщения с Южной Осетией может быть эффективной экономической помощью в восстановлении республики, там могут быть даже созданы новые производства.
Самое главное, чтобы в регионе была спокойная ситуация, не страдало население и была возможность мирного и созидательного труда.