октября
2009
Баба Яга против // Минэкономразвития возражает против инфраструктурных облигаций
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Минэкономразвития, и уж, тем более, его руководитель, ни в коей мере не похожи на Бабу-ягу, и никогда не ассоциировались с этим персонажем из мультфильма с политическим подтекстом, снятом к Олимпиаде-80. Но его позиция неожиданно сблизилась с позицией Бабы Яги, в виде которой советские мультипликаторы изобразили возражающие против Олимпиады в Советском Союзе США: «Весь мир за, а Баба Яга против». Минэкономразвития возражает против законопроекта об инфраструктурных облигациях. Причем не против отдельных его положений или статей, а целиком против всего законопроекта, как явления.
Сам законопроект уже написан силами юридической компании «Вегас-Лекс», размещен на сайте ФСФР и разослан по ведомствам. У регулятора финансовых рынков и Минэкономразвития есть поручение правительства внести законопроект до 1 декабря этого года, то есть через месяц. Минэкономразвития до сих пор не прислало в ФСФР ни согласования, ни замечаний к проекту. По крайней мере так утверждает заместитель руководителя службы Александр Синенко. Никто не ждал такого демарша от Минэкономики. Слова заместителя директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислава Кокорева: «Нет предмета для специального регулирования: не может быть инфраструктурных облигаций также как не может быть рыбных, пшеничных и прочих облигаций», – не сказать, чтобы прозвучали как гром среди ясного неба, но оказались весьма неожиданными, тем более будучи сказанными публично, в процессе обсуждения законопроекта с участниками рынка. Г-н Кокорев предварил их несколькими реверансами в сторону разработчиков законопроекта – все же работа проделана, деньги уплачены, и ремаркой, что он выражает официальную позицию министерства.
Ладно бы дело было только в названии. В конце концов, облигации можно было бы обозвать проектными, избежав отраслевой привязки. Хотя более логично было бы назвать их строительными: по своей сути они таковыми и являются. ФСФР предусмотрело в законопроекте спецсчета, на которые должны поступать деньги от продажи бумаг. С этих счетов средства можно потратить только на две вещи: оплату строительно-монтажных работ и покупку необходимых материалов. Из этих средств нельзя даже заплатить налоги, но ФСФР обещает поработать над этой проблемой. Если, конечно, будет над чем работать.
Главная претензия Минэкономики сводится к тому, что законопроект создает мутный и не очень адекватный механизм привлечения средств для реализации проектов, отдавая роль застрельщика проектов государству, которое должно предоставить гарантии по инфраструктурным облигациям. Более того, провести конкурс на реализацию проекта. Минэкономразвития считает, что из-за этого по предложенной схеме будет реализовано пять, в лучшем случае, десять проектов. Массовым же спросом инструмент пользоваться не будет. Гораздо проще было бы, на взгляд министерства, просто внести изменения в гражданский кодекс, разрешив юридическим лицам ограничивать свои полномочия по реорганизации и ликвидации. Общества с такими ограничениями и стали бы эмитентами инфраструктурных облигаций.
По крайней мере, с них можно было бы что-то взыскать в случае дефолта: у общества, в большинстве случаев, есть имущество или проект. У специальной проектной организации (более привычно – SPV), которую законопроект определяет в качестве эмитента таких облигаций, имущества нет по определению. У нее есть только поручительства третьих лиц, в том числе государства или ВЭБа. Череда дефолтов показала, что такая форма удобна для эмитента, но не для инвестора, которому приходится иметь дело с пустой компаний и судебными исками поручителей, оспаривающих собственные гарантии.
Положа руку на сердце надо признать, что Минэкономразвития в общем-то право. Инфраструктурные облигации некоторые выпускают уже сейчас, несмотря на отсутствие закона. Ничего странного: это обычные облигации, на которые повешен ярлык «инфраструктурные». Эмитенты говорят, что так инвесторы их лучше покупают, и словосочетание «инфраструктурные облигации» превратилось в бренд. Наличие этих выпусков льет воду на мельницу министерства и доказывает, что специальный закон на самом деле не нужен. Тем более, что частные компании уже придумали и способ отложить выплаты по таким бумагам на период строительства. Например, по облигациям ООО «Главная дорога» в первые три года купон будет начисляться, но не будет выплачиваться. Все выплаты инвестор получит после завершения строительства. А если бизнес сам знает как решить проблему, зачем же огород городить?