июля
2010
Прижизненные гарантии // Минтранс внесёт очередные поправки в закон о концессиях
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Минтранс завершает работу над поправками в закон «О концессионных соглашениях». Они помогут запустить «контракты жизненного цикла» - наиболее удобную для государства форму строительства и эксплуатации инфраструктуры.
Суть контракта жизненного цикла состоит в том, что частные инвесторы за свои средства строят и эксплуатируют объекты инфраструктуры. Государство начинает постепенно возвращать средства инвестору только после того, как он приступил к работе. Платежи привязаны к сроку эксплуатации объекта (жизненному циклу), а также к ряду чётких параметров, которые должны быть достигнуты компанией - инфраструктурным провайдером (пропускной способности, соблюдения норм безопасности и т.д.). Это позволяет государству избежать рисков, связанных с качеством строительства и эксплуатации инфраструктуры.
Нынешнее законодательство не позволяет применять такую схему. Существующий
ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» предполагает, что инвестор должен сам окупать затраты на проект, а государство бесплатно предоставляет лишь землю.
Поручение исправить законодательство под запуск контрактов жизненного цикла (КЖЦ) было дано правительству президентом Дмитрием Медведевым в ноябре прошлого года по итогам Госсовета в Ульяновске, посвящённого развитию транспортной инфраструктуры.
Как сообщил «Гудку» замдиректора департамента программ развития Минтранса Георгий Петрушенко, главная задача - создать механизм, который бы позволил заключать долгосрочные контракты, а также возвращать средства инвестору. Пока окончательное решение не выработано. «Мы работаем с несколькими юридическими компаниями, Минфином, Минэкономразвития, и каждый предлагает свою позицию, - пояснил он. - В августе мы представим окончательный вариант. Возможно, потребуется ещё время на согласование между ведомствами».
Один из спорных вопросов - гарантии инвестору. Госбюджет принимается на год, и у инвестора нет уверенности в том, что он будет получать платежи от государства на протяжении всего срока жизненного цикла, который составляет десятки лет. В июне на Санкт-Петербургском экономическом форуме министр финансов Алексей Кудрин выступил против наращивания госгарантий, считая их дополнительной нагрузкой на бюджет.
«Контракты жизненного цикла - очень удобная для государства форма строительства инфраструктуры, - возражает один из разработчиков поправок, директор аналитического департамента компании «Вегас-Лекс» Максим Черниговский. - КЖЦ предполагают, что государство платит в рассрочку, таким образом, можно за счёт инвесторов построить целый комплекс инфраструктуры в ряде регионов, поднять валовый региональный продукт и за счёт увеличения налогов платить взносы инвестору. Это гораздо удобнее, чем если бы государство затратило деньги на строительство, а потом платило бы за содержание инфраструктуры».