мая
2010
Муниципалитеты углубились в зависимость
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Муниципальные власти становятся все более зависимы от региональных, утверждает Standard & Poor's. В условиях нехватки денег они делегируют все больше полномочий региону. И в итоге окончательно теряют интерес к развитию бизнеса на своих территориях и росту числа рабочих мест.
Главная проблема муниципалитетов - несоответствие расходных полномочий доходным источникам - лишь усугубляется, говорится в обнародованном в четверг исследовании рейтингового агентства Standard & Poor's. Хотя именно для ее разрешения и проводилась реформа местного самоуправления, принципы которой были закреплены в законе, принятом в 2003 году.
В результате реформы доля муниципальных доходов в консолидированных региональных бюджетах (бюджетах регионов и муниципалитетов, входящих в их состав) значительно снизилась.
Сократилась доля муниципалитетов и в консолидированном бюджете России - до 18% в сравнении с более чем 30% в 2004-2008 годы.
Несоответствие доходов расходам, вероятно, сохранится и будет продолжать оказывать давление на местные бюджеты. В итоге это может привести к накоплению муниципального долга, прогнозирует S&P.
Одновременно местные органы власти попадают во все большую зависимость от финансовой помощи регионов.
С 2000 года доля межбюджетных перечислений в доходах местных властей почти удвоилась.
При этом «существующее качество управления пока не позволяет российским регионам разработать последовательные и прозрачные механизмы распределения финансовой помощи», констатирует S&P. Отчасти в этом виноваты и сами муниципалитеты, которые в целом менее прозрачны, чем органы власти других уровней, говорится в исследовании. Несмотря на то что Минфин требует от региональных властей отчитываться об исполнении местных бюджетов, информация об этом не всегда находится в открытом доступе.
Еще одна тенденция - регионы все чаще отдают предпочтение такой структуре местного органа власти, при которой глава ее администрации является «сити-менеджером», назначаемым по контракту и независящим от волеизъявления жителей муниципального округа.
Популярность «сити-менеджеров» стала расти после недавнего предоставления губернаторам права снимать избираемых мэров с должности за «неудовлетворительные» результаты деятельности, отмечает S&P. Но критерии «неудовлетворительной работы» мэра определены недостаточно четко.
Неудивительно, что 90% всех муниципалитетов (как правило, это сельские поселения) уже делегируют полномочия по формированию и исполнению своего бюджета вышестоящим органам власти, резюмирует S&P.
Рост налоговой базы муниципалитетов возможен, полагает старший аналитик Standard & Poor's Карен Вартапетов. Но необходима предсказуемость действий федеральных и региональных властей, а также автономия муниципалитета в формировании бюджетных расходов и доходов. «Например, в скандинавских странах муниципалитеты имеют право увеличивать подоходный налог, а в США - налог на недвижимость, но глава муниципалитета при этом может быть и не переизбран на новый срок», - говорит Вартапетов.
В России местные органы власти не спешат реализовывать даже те полномочия, которые положены им по закону, согласен ведущий эксперт проекта БСС «Система главбух» Роман Борисов. «И в первую очередь потому, что на местном уровне для этого банально нет денег. Так что в большинстве случаев муниципалитеты делегируют свои полномочия выше, лишь бы не принимать на себя ответственность и расходные обязательства», - говорит Борисов.
Увеличить поступления по налогам в муниципальном округе можно двумя способами - или развивая экономику, чтобы местные власти получали больше средств по имеющимся налогам, или меняя соотношение налогов между федеральным центром, регионом и муниципалитетом, полагает руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес Решения» Алексей Калинин. Сейчас очевиден явный перекос в сторону федерального бюджета, так что собранные со всей страны деньги перераспределяются сначала в регионы, а потом внутри региона - между муниципалитетами.
Если этот перекос устранить, регионы станут более самостоятельными, принципы бюджетного федерализма перестанут носить декларативный характер. «Но в этом случае сложно будет поддерживать продекларированное властями равенство уровня жизни населения в пределах региона и страны в целом», - предупреждает Калинин.
Муниципалитеты сейчас не мотивированы на то, чтобы росла налогооблагаемая база, считает руководитель налоговой группы компании Vegas Lex Олег Баженов. «Глава муниципалитета должен быть заинтересован в том, чтобы на подведомственной территории росло количество рабочих мест, так как до 30% налога на доходы физических лиц остается в местном бюджете», - говорит Баженов. Кроме того, федеральная власть никак не может решиться на полноценное взимание налога на имущество физлиц, который полностью остается в местном бюджете. «Сейчас налог на недвижимость установлен от оценочной стоимости, а не от рыночной. «В итоге в местный бюджет поступают крохи: особняк, имеющий рыночную стоимость 10 млн рублей, БТИ оценивает в 40 тысяч рублей», - говорит эксперт.