января
2011
Государственная граница дорогого стоит // "Росграница" предлагает обустраивать пункты пропуска на условиях ГЧП
Коллектив авторов, VEGAS LEX
В Общественной палате 27 января будут обсуждаться изменения в закон «О Государственной границе», согласно которым, если у государства не хватает средств на обустройство пунктов пропуска, предлагается расширить источники финансирования, используя в том числе механизм ГЧП.
Представители «Росграницы» не скрывают, что госфинансирования при реконструкции пунктов пропуска не хватает. Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция пунктов пропуска возможны только за счёт средств из федерального бюджета. При этом глава «Росграницы» Дмитрий Безделов не раз отмечал, что привлечение частных инвестиций при понятном и прозрачном механизме компенсации затрат и исчерпывающем механизме защиты прав инвестора позволит быстрее развивать данную сферу.
Сейчас эта возможность юридически прорабатывается, 17 ноября прошлого года в первом чтении в Госдуме эти изменения были приняты.
Адвокат VEGAS LEX Евгений Глумов говорит, что использование инструментов ГЧП для привлечения частных инвестиций в финансирование объектов госинфраструктуры потенциально привлекательно как для государства, так и для частного инвестора, который имеет возможность получить контракт, обеспеченный бюджетом. Однако г-н Глумов подчёркивает, что привлечение частных инвестиций при реконструкции пунктов пропуска возможно, но нельзя забывать об их специальном статусе, поэтому всё это должно быть должным образом отрегулировано.
А по мнению президента Евро-Азиатской логистической ассоциации Николая Титюхина наиболее привлекательным на сегодняшний день является привлечение частных инвестиций в сервис приграничной инфраструктуры.
В РЖД с настороженностью относятся к таким идеям. Там пояснили, что обустройство имеющихся пунктов пропуска – это обязательство правительства. В рамках ФЦП «Государственная граница (2012–2017 гг.)» (сейчас новая ФЦП прорабатывается в профильных министерствах) заложенных из госбюджета средств не хватит на обустройство имеющихся пунктов пропуска, в том числе железнодорожных. Поэтому «Росграница» хочет вернуться к тому, когда пункты пропуска обустраивались за счёт заинтересованных сторон.
«Но «Росграница» не прорабатывает другой вопрос – механизмы компенсации затрат (из государственных либо других источников), которые принесёт инвестор. В свою очередь, РЖД не имеют возможности финансировать перенос большинства пунктов пропуска непосредственно на границу в связи с высокой стоимостью работ», – подчёркивают в компании.