июня
2011
Инвестиционный спецназ // РСПП предлагает чиновникам искать инвесторов, а потом их защищать
Создать на федеральном уровне «инвестиционный спецназ» предложили вчера члены комитета РСПП по государственно-частному партнерству. Его задачей будет не только помощь региональным и местным властям в привлечении инвестиций, но и защита инвесторов от действий чиновников.
России нужно федеральное агентство по привлечению инвестиций, действующее по существующей в мире модели Investment Promotion Agency, убежден глава Национального агентства прямых инвестиций Игорь Вдовин. Такая структура занималась бы не работой с инвесторами, которые сами пришли в Россию, а их активным поиском. «Это должна быть ежедневная работа по генерации потока инвесторов», - уверен Вдовин.
Для начала команда менеджеров агентства должна высаживаться в том или ином регионе, готовить качественные проекты, находить потенциальных инвесторов, готовых их осуществлять, а потом гарантировать защиту интересов участников проекта от возможного произвола местных властей. Это необходимо, ведь даже самая начальная стадия реализации любого крупного проекта - перевод земель из одной категории в другую - занимает в одних регионах несколько недель, а в других тянется годами, обращает внимание Вдовин.
Есть поле деятельности для «инвестиционного спецназа» и за пределами нашей страны. Из примерно 82 тыс. крупных мировых транснациональных компаний нужно сформировать список примерно из 2-2,5 тыс. корпораций, за которые России надо бороться, считает Вдовин. Он привел пример Китая, где существует настоящая инвестиционная разведка, активно работающая по всему миру и зазывающая в страну любого инвестора, у которого появляются деньги. В России же получается внутренняя конкуренция за инвестора, когда регионы зазывают компании, уже готовые работать на российском рынке.
При этом, по словам заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Когана, губернаторы совершают стандартную ошибку. После первых предварительных переговоров с инвесторами они начинают на каждом углу хвалиться своими успехами, называя конкретные бренды. Конкуренты с Украины и из Казахстана моментально связываются с ними и предлагают им более выгодные условия.
«Сначала речь шла о привлечении инвестиций, потом о принуждении к инновациям, теперь об инвестиционном спецназе. Дальше только захват инвесторов», - пошутил один из участников заседания.
Но главы регионов вообще считают, что проблема в другом. Они жалуются, что для привлечения инвесторов им не хватает власти. Прежде всего рычагов влияния на муниципалитеты. Чтобы предложить инвесторам готовую площадку, надо еще договориться с местными властями. Как рассказала референт администрации президента Марина Сеньковская, таковы результаты опроса региональных чиновников, проведенного перед намеченным на лето заседанием Госсовета по повышению инвестиционной привлекательности регионов.
«Если нет вертикали власти, то управлять долгосрочными рисками нельзя, - согласился директор центра ГЧП при Внешэкономбанке Александр Баженов. - Но ее создание не оправдывается, если нет ответственности». Он привел пример федерального уровня. Еще до кризиса была принята программа развития Южной Якутии до 2020 года. Государство обязалось потратить там на создание инфраструктуры 107 млрд руб. и тем самым обеспечить приток до 300 млрд руб. частных инвестиций. В результате государство своих обещаний не выполняет, а без коммуникаций все заявленные бизнес-проекты просто зависли.
Об ответственности государства при реализации проектов государственно-частного партнерства говорил и глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. «Мы так построили свое государство, что инвестор заинтересован в появлении у проектов, в которых он участвует, «одного руля». Ему нужна государственная крыша», - согласился Дмитриев. Но он считает, что стратегически это неверно: «Надо создать условия, чтобы инвестор приходил сюда и работал и без участия власти».
«Госрегулирование у нас недостаточное по объему, но избыточное по существу», - возражает управляющий партнер компании «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. Наша нормативная база в сфере привлечения инвестиций составляет всего 15-18% от объема законодательного регулирования этой сферы в США или Европе. Чтобы ликвидировать отставание, он посоветовал изучать опыт тех примерно 20 тыс. проектов, которые реализованы в последние десятилетия в стране без какого-либо участия государства. «Надо понять, как сделать так, чтобы не навредить им и способствовать появлению других подобных проектов», - посоветовал Еганян.
Сами региональные чиновники считают, что инвестиционный климат надо улучшать, укрепляя вертикаль власти.