октября
2011
Дело - бетон
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Руководителям и владельцам ООО «Отрадненский комбинат железобетонных изделий» (КЖБИ), которых «Инвесторгбанк» обвиняет в мошенничестве, похоже, удалось избежать уголовной ответственности. Уголовное дело по факту хищения у банка 24,8 млн было прекращено за отсутствием состава преступления, причем второй раз за этот год. В банке недоумевают — кредит пролонгировался по фиктивной финансовой отчетности, а часть залога, указанного в договоре, не существовала физически. Юристы сомневаются в том, что даже если дело будет возобновлено вновь, его доведут до суда.
Уголовное дело по фактам возможного мошенничества с деньгами самарского филиала «Инвесторгбанка», в результате которого последнему причинен ущерб на 24,8 млн рублей, прекращено. Менеджменту предприятия, похоже, удалось уйти от уголовного преследования по ч.4ст159 УК РФ («Мошенничество»). Причем уже второй раз за этот год.
Напомним, в 2008 году 49% долей КЖБИ получил предприниматель Дмитрий Гуров, остальное — ООО «Волга-групп», полномочия единоличного исполнительного органа были возложены на Александра Харченко. Новый менеджмент и договорился в мае 2008 года о пролонгации кредита, оформленного бывшими собственниками, погасив половину заемной суммы. Однако уже в ноябре 2008 года проценты по кредиту выплачиваться перестали. «Гуров рассказывал о планах по реанимации предприятия, о том, что в марте 2009 года завод заработает на полную мощность, просил об отсрочке погашения процентов и не подавать в суд», — рассказывают в банке. Однако выяснилось, что к этому времени новые собственники КЖБИ уже начали процедуру банкротства.
Кроме того, оказалось, что к моменту банкротства здания как активы выведены с баланса КЖБИ, а производственные мощности заложены в том же банке повторно. Кроме того, к залогу добавились около 200 автомобилей ВАЗ ООО «Авто-Волга» (балансовая стоимость — 34,4 млн рублей) и его недвижимое имущество (на 5,1 млн рублей). Как следует из показаний свидетелей, договариваясь о пролонгации кредит и предоставляя отчетность, господин Харченко не мог не знать, что предприятие уже по состоянию на первый квартал 2008 года было убыточным. Однако банку этого показано не было. Параллельно с кредитованием в Самаркой области менеджмент КЖБИ обратился за кредитом в 165 млн рублей в представительство ВТБ в Татарстане. Примечательно, что один и тот же залог (активы отрадненского предприятия) оценивался по-разному: в Самаре в 121 млн рублей, в Казани — в 360 млн. ООО «Отрадненский комбинат железобетонных изделий» признано несостоятельным 12 февраля 2010 года, его долги — 292,6 млн рублей.
Уголовное дело по заявлению самарского филиала «Инвесторгбанка» было возбуждено в феврале 2011 года, причем против «неустановленных лиц из числа руководства предприятия». Директор Александр Харченко в уголовном деле проходил как свидетель. Расследованием занималось СО ОМ №5 СУ при УВЗ Самары. В мае 2011 года уголовное дело было приостановлено, но возобновлено после жалоб банка на его «затяжной характер». Впрочем, уже 29 августа оно было вовсе прекращено: следователь не нашел признаков уголовно-наказуемого деяния (копия постановления о прекращении дела имеется в распоряжении „Ъ“). «В тексте постановления не упоминается ни одна из экспертиз, на которой мы настаивали», — рассказал „Ъ“ представитель банка.
После очередной жалобы дело опять оказалось в производстве, однако вскоре вновь было закрыто. «Два постановления об отказе различаются только датой, в остальном они идентичны», — уточнили вчера в банке. По информации „Ъ“, к тому времени директор ООО «Авто-Волга» Ольга Гусейнова заявила, что договор залога не подписывала. Более того, в 2008 году «Авто-Волга» официальным дилером АвтоВАЗа уже не являлась, «машинами торговать не могла и не торговала ввиду отсутствия у организации автомашин вообще», а про кредит КЖБИ она ничего не знает. Банк заявил о проведении почерковедческой экспертизы ее подписи в договоре залога, однако, судя по тексту жалобы на бездействие следователя ( от 29 сентября, имеется в распоряжении „Ъ“), оригиналы договоров залога из банка даже не изымались. Как следует из ответа прокуратуры Ленинского района Самары (копия имеется в распоряжении „Ъ“), почерковедческая экспертиза была назначена 31 августа. Каким образом следствие собиралось ее проводить, не имея оригинала документов, ни к УВД, ни в районной прокуратуре вчера пояснить не смогли. Дело остается закрытым за отсутствием состава преступления.
Примечательно, что расследование аналогичного дела в Казани, по информации источника „Ъ“ в республиканских правоохранительных органах, близко к завершению. Оно было возбуждено в июне 2011 года следственной частью ГСУ республиканского МВД по ч. 1 ст. 176 УК РФ («Незаконное получение кредита») в отношении ргосподина Харченко . «Возможна передача дела в суд до конца 2011 года», — говорит источник „Ъ“. «Уголовное дело на менеджеров компании в данном случае, безусловно, является инструментом возврата кредитных денег предприятия-банкрота», — говорит юрист VEGAS LEX. По его словам, «в рамках уголовного разбирательства банком может быть заявлен гражданский иск о взыскании суммы причиненного ущерба, если обвиняемые будут признаны виновными, с них, возможно, будет взыскана сумма непогашенного кредита».