января
2012
Технопарки реструктурируют в ОАО и откроют для частных инвесторов
Одной из главных тем повестки дня в отрасли является перспектива реструктурирования технопарков из ЗАО или ГО (госучреждения) в форму ОАО, что откроет доступ к технопаркам частным инвесторам.
Речь идет о возможности привлечения дополнительных средств в размере порядка 0,5 млрд руб. Для сравнения в 2012 году на программу технопарков было выделено из госбюджета порядка 1,5 млрд руб, в целом же на создание технопарков за время работы программы из бюджета было выделено около 20 млрд руб.
В целом идея привлечения частных компаний к программе создания технопарков представляется отраслевым экспертам логичной и привлекательной. По мнению профессионалов, такой шаг в первую очередь преследует цель минимизации рисков, связанных с сокращением программ финансирования на федеральном и региональном уровнях, в частности прекращения или приостановления финансирования строительства технопарков в некоторых субъектах РФ. Среди позитивных моментов реструктуризации технопарков в форму ОАО отмечается существенное расширение возможностей финансирования проекта, а также повышение прозрачности и степени раскрытия технопарками информации.
Аналитики уверены, что вложение средств в программу создания технопарков может заинтересовать крупные венчурные фонды или объединенные пулы инвесторов, которые смогут себе позволить доли от 10 до 25%. При этом отмечается, что инвестиции такого масштаба сопряжены с высокими рисками, что может существенно затруднить процесс поиска инвесторов. По мнению экспертов, инвестиционные риски в данном случае традиционные - политические, финансовые и административные. Немаловажным фактором аналитики читают отсутствие на сегодняшний день привлекательных условий и «прозрачного» механизма привлечения частных инвестиций, а также отсутствие механизма защиты прав частных инвесторов. Делается вывод о назревшей необходимости реформирования действующего законодательства.
В отрасли существуют разные оценки эффективности госинвестиций в программу технопарков. Одни представители экспертного сообщества говорят о том, что результаты на сегодняшний день достаточно высокие, другие придерживаются противоположной точки зрения, ссылаясь на недавнее заявление главы государства и подчеркивая, что все усилия государства по созданию работающих технопарков остаются во многом на бумаге. Таким образом, несмотря на большой потенциал идеи привлечения частных капиталов в программу создания технопарков, успех проекта во многом зависит от конкретных действий регулятора на данном этапе, в том числе по внесению соответствующих изменений в действующее законодательство.
Варвара Сучкова, старший юрист Практики ГЧП и инфраструктуры
юридическая компания «Вегас-Лекс»
«Отличительной особенностью технопарков (в частности, технопарков в сфере высоких технологий) является то, что объекты инфраструктуры технопарков создаются, в том числе, за счет средств федерального бюджета. Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание и развитие объектов технопарков распределяются адресно и предоставляются на основе принципа софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ. При этом уровень софинансирования расходных обязательств поставлен в зависимость от уровня расчетной бюджетной обеспеченности конкретного субъекта РФ (устанавливается по формуле, утвержденной Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на создание технопарков, и не может быть установлен выше 50% расходного обязательства). Таким образом, сокращение федерального финансирования программ строительства технопарков, может повлечь за собой принятие решения о прекращении/приостановлении финансирования строительства технопарков в некоторых субъектах РФ. Риски, связанные с сокращением программ финансирования на федеральном и региональном уровнях, могут быть сняты путем создания привлекательных условий участия частных инвесторов в сфере создания технопарков. Однако основополагающим фактором в указанном вопросе является степень регламентации модели взаимодействия инициаторов создания технопарка с потенциальными и действующими инвесторами. А именно: условия участия инвестора; схема внесения средств; схема получения прибыли инвестором. Говоря о возможных рисках открытия технопарков для частных инвестиций, следует отметить ряд моментов. Во-первых, на законодательном уровне отсутствуют закрепленные порядок и условия взаимодействия управляющей компании с организациями, участвующими в создании объектов технопарков. Также следует отметить ограниченное влияние созданных управляющих компаний технопарков на риски неравномерного бюджетного финансирования, связанные с задержкой финансирования. Кроме того, пообъектное финансирование технопарка частным инвестором путем заключения инвестиционного договора о строительстве объектов инфраструктуры технопарка с управляющей компанией, как это происходит в настоящий момент, а также возможность уже привлеченных инвесторов прекратить или сократить финансирование, является риском и для инициаторов создания технопарков по причине невозможности учета ежегодно привлекаемого внебюджетного финансирования, как следствие – ошибочное бизнес-планирование создания технопарка. С учетом масштабов строительства технопарков целесообразно рассмотреть возможность создания управляющей компании с несколькими равноправными участниками, как со стороны государства, так и со стороны частного инвестора, со строгой регламентаций мер по защите прав всех участников создания технопарков в сфере высоких технологий. При участии РФ и субъекта РФ в капитале управляющей компании объем участия частного инвестора ограничен 50% минус две акции акционерного общества. Данное обстоятельство несет риск того, что привлечение частных инвесторов может быть обусловлено наличием бюджетных средств на приобретение дополнительных акций РФ или субъектом РФ, поскольку законодательство не допускает размывания доли государственного акционера. На сегодняшний день можно говорить о недостаточной проработанности правовой базы создания и развития технопарков; прямой зависимости успешного функционирования технопарков от финансовой поддержки со стороны государства (которая не всегда является достаточной); отсутствии привлекательных условий и «прозрачного» механизма привлечения частных инвестиций; отсутствии механизма защиты прав частных инвесторов. Все вышеперечисленное позволяет говорить о сложившихся предпосылках реформирования действующего законодательства».