17
января
2012
января
2012
Бизнес в чемпионате не участвует. Спортивный интерес предпринимателей пока не находит выхода
Конец 2010 года запомнился любителям спорта искрометной победой российской заявки на проведение в 2018 году чемпионата мира по футболу. Это не только дает России шанс организовать масштабнейшее спортивное мероприятие, но и привлечь инвестиции, в первую очередь в спортивную и туристическую сферы, повысить инвестиционную привлекательность регионов ЧМ-18. Удастся ли государству вовлечь инвесторов в подготовку чемпионата?
После того как стало понятно, что Олимпийские игры 2014 года будут проводиться в Сочи, рынок, затаив дыхание, ждал масштабного старта ГЧП-проектов в регионе. Для проведения Олимпиады было запланировано немало коммерчески привлекательных объектов: аэропорты, гостиницы и проч. Но ни одного значимого ГЧП-проекта пока так и не было реализовано. Проблема заключалась как в рассогласованности действий властей различного уровня, так и в недостаточных гарантиях возвратности вложенных инвестиций для частных инвесторов. Вероятно, не в последнюю очередь из-за жесткого тайминга по созданию объектов олимпийской стройки большинство объектов было решено строить по старой доброй схеме госзаказа. К тому же чем госзакупки не ГЧП в понимании большинства? Стороны - государство и частный бизнес. Между ними контракт. Частный бизнес строит объекты для государства. Вроде все сходится. Тем более официального определения ГЧП в нашей стране нет. И в то же время большинство экспертов полагают, что российский механизм госзакупок нельзя отнести к ГЧП.
После того как Россия выиграла право на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, в очередной раз ГЧП определили ключевым механизмом реализации проектов чемпионата, включая развитие спортивных объектов. Определенные усилия для того, чтобы вовлечь частный бизнес в проекты ЧМ-18, делаются. Почему же ГЧП пока не развивается активно в сфере спорта? И в чем основная проблема: в законодательстве или иных факторах? Что касается законодательства, то на реализацию ГЧП-проектов распространяют свое действие нормы как общего законодательства (бюджетного, земельного, градостроительного, транспортного), так и специального (к примеру, концессионного). Нельзя сказать, что правовая база ГЧП сформирована на сегодняшний день исчерпывающе, но по крайней мере концессионная схема отработана и на федеральном, и на региональном/муниципальном уровнях. И эта схема применима в отношении большинства объектов ЧМ, которые могут генерировать доход и после завершения проекта останутся в госсобственности. А в доброй половине субъектов РФ приняты региональные ГЧП-законы, позволяющие реализовывать ГЧП-проекты с применением иных схем. Представляется, что проблема заключается в недостатке доверия со стороны инвесторов к государственному партнеру в вопросе возвратности вложенных средств. Кроме того, в большинстве проектов речь идет также о необходимости предоставления дополнительных льгот, субсидий или иных мер господдержки. А процессы заключения соглашения о государственно-частном партнерстве и предоставления механизмов поддержки от государства не синхронизированы. И опять же, временные и финансовые затраты на проведение конкурсов по ГЧП-проектам весьма значительны.
Предусмотрены ли законодательством дополнительные инструменты господдержки при реализации инвестпроектов в сфере спорта? Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ о проведении Олимпиады в Сочи предусматривает предоставление ряда налоговых льгот (НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций). В отношении подготовки к ЧМ-18 подготовлен аналогичный законопроект, который предусматривает льготы по земельному налогу. Дополнительные льготы содержатся в региональном ГЧП- и инвестиционном законодательстве. Примечательно, что в законопроекте о ЧМ-18 много декларативных положений о том, что Россия подготовит площадки для проведения чемпионата при полном соблюдении требований ФИФА. Реальных же механизмов реализации инвестиционных проектов и их софинансирования в законопроекте нет.
Соответственно, для того чтобы перейти от деклараций к структурированию значимых проектов в спорте, необходимо определиться с "заказчиком" со стороны государства по таким проектам, выбрать применимые схемы реализации проектов, механизмы поддержки и участия государства в них.В федеральном законодательстве сделана попытка адресно предоставить дополнительные льготы инвесторам при реализации проектов Олимпиады и ЧМ. Но без конкретных механизмов и гарантий со стороны государства сами по себе ни закон по Сочи, ни законопроект по ЧМ-18 не стимулируют применение ГЧП. В целом же законодательная возможность структурирования проектов на различных уровнях есть.
Каков потенциал и сферы реализации ГЧП-проектов в рамках ЧМ-18? На сегодняшний день в рамках чемпионата к реализации запланированы: строительство и реконструкция стадионов, модернизация/реконструкция аэропортов, проекты, направленные на повышение транспортной доступности регионов ЧМ, строительство тренировочных площадок, проекты в сфере гостиничной индустрии и IT. Синергетический эффект от реализации проектов в рамках ЧМ очевиден: они вписываются в более широкий инфраструктурный план России.
В сфере развития спорта потенциал применения схем ГЧП гораздо шире, чем при создании спортивной инфраструктуры. Могут быть реализованы проекты, предусматривающие эксплуатацию спортсооружений частным партнером. Футбольные клубы могут быть вовлечены в финансирование проектов ЧМ-18. Возможна реализация проектов с применением КЖЦ, когда частный партнер сначала за свои средства проектирует и создает объект, а потом получает от государства платежи за содержание объекта в соответствии с установленными параметрами. Расходы партнера на инвестиционном этапе могут быть компенсированы за счет т. н. "капитального гранта". Для реализации этого потенциала необходимы в первую очередь прозрачные правила игры и реальные инструменты поддержки.