апреля
2012
Кредиторы ТагАЗа потянулись в суд
Коллектив авторов, VEGAS LEX
ТагАЗ, подав иск о собственном банкротстве, изрядно напугал своих кредиторов и партнеров. Не дожидаясь начала процедуры банкротства автозавода, дистрибьютор китайского Chery — «Чери Автомобили Рус» уже обратился в суд с требованием включить его в реестр кредиторов ТагАЗа. Эксперты не исключают того, что иск может означать разрыв партнерских отношений между сторонами.
Компания «Чери Автомобили Рус» подала заявление в арбитражный суд Ростовской области с требованием включить ее в реестр кредиторов ТагАЗа. «Заявление поступило недавно, пока не рассматривали. Компания просит внести их в реестр кредиторов таганрогского автопредприятия», — пояснил представитель суда. Однако сумму иска он назвать отказался.
Между тем суд еще не приступил к рассмотрению дела о банкротстве ТагАЗа, который подал соответствующий иск лишь 6 апреля. На автозаводе объясняют, что процедура банкротства была инициирована с целью защиты от кредиторов и дальнейшего финансового оздоровления. В кризис объем производства на заводе упал в несколько раз, а долги перед банками достигли более 20 млрд руб. Тем не менее кредиторы пошли навстречу ТагАЗу. Так, Сбербанк реструктурировал долг на пять лет, а с легкой руки российского премьера Владимира Путина ВТБ подписал с заводом мировое соглашение о реструктуризации долга.
В «Чери Автомобили Рус» не считают, что они поспешили с подачей иска к ТагАЗу. Как сообщил РБК daily директор «Чери Автомобили Рус» Геннадий Павлов, данный иск, по сути, является формальностью. «Мы связаны с предприятием соглашением, по которому покупали у него автомобили, произведенные из машкомплектов Chery, и реализовывали их через свою дилерскую сеть. Однако у нас образовалась недопоставка в размере двух автовозов. Это примерно 150 тыс. долл. Мы написали заявление, чтобы нас включили в реестр кредиторов», — пояснил г-н Павлов. Однако, как сообщили два источника РБК daily, речь идет о более крупной сумме. «Таганрогский завод недопоставил китайцам около 150 машин, а это около 3 млн долл.», — сообщил один из собеседников РБК daily. Эту же информацию косвенно подтвердил и источник в «Чери Автомобили Рус».
Сотрудничество между китайской Chery и ТагАЗом началось в 2008 году, когда российское предприятие начало выпускать автомобиль Chery Fora под названием Vortex Estina. Сейчас завод продолжает производить три модели из машкомплектов Chery под брендом Vortex: Corda, Tingo и Estina. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году на российском рынке было продано 12,1 тыс. автомобилей Vortex. Однако в первом квартале
текущего года продажи упали на 55%, до 824 машин.
«Подача этого иска может привести к разрыву партнерских отношений между ТагАЗом и «Чери Автомобили Рус», а также и китайской Chery. Вариантов развития этой ситуации много. Также этот иск можно расценивать как психологическое давление на ТагАЗ. Но не исключено, что партнеры смогут урегулировать спор в досудебном порядке», — рассуждает независимый эксперт по китайскому автопрому Евгений Межов.
«Истец может быть включен в реестр требований кредиторов ТагАЗа при условии признания арбитражным судом таких требований обоснованными, если, конечно, дистрибьютор не имеет вступившего в законную силу решения суда. Тем не менее процедура включения требований кредитора в реестр требований имеет известные сходства с процессом о взыскании задолженности, в связи с чем кредитор также должен доказать основания возникновения задолженности и сам факт ее наличия. Касательно шансов на возврат денежных средств, то в делах о банкротстве обычно можно рассчитывать лишь на 2—3 коп. с каждого рубля задолженности», — поясняет старший юрист арбитражной группы VEGAS LEX Юрий Сбитнев.
Другие кредиторы пока не столь расторопны. «После назначения судом арбитражного управляющего ТагАЗа банк ВТБ заявит свои требования к компании в рамках закона о банкротстве», — пояснили в пресс-службе ВТБ. В Сбербанке от комментариев отказались.