декабря
2012
Бизнесу нужно взять на себя инициативу в борьбе с коррупцией
Зло существует, чтобы с ним бороться, - говорил Иосиф Бродский. В сентябре этого года произошло событие, которое осталось не то чтобы незамеченным, но несколько недооцененным.
А событие между тем важное… Итак: «Ведущие бизнес-объединения России - РСПП, ТПП РФ, «Деловая Россия» и «ОПОРА России» подписали Антикоррупционную хартию российского бизнеса и утвердили порядок ее реализации (дорожную карту). Хартия должна сыграть большую роль в антикоррупционной кампании, проводимой бизнесом и властями». Возможно, что эта новость пока не очень активно «продвигается» в информационном поле, но сложилось впечатление, что только небольшое количество моих собеседников (а все, кому задавал вопрос о хартии - это бизнес-активные, образованные, находящиеся в информационном поле и не оторванные от реальности люди) знает об этом событии.
Что же важного в подписанном документе, который носит декларативный характер и чьи положения, ко всему прочему, не обязательны к исполнению? Стоит ли говорить еще об одной инициативе по борьбе с коррупцией на фоне усиления мер ответственности, антикоррупционных разоблачений, развернутой кампании по искоренению и т. д.? Может быть, пресловутое понятие «общество и бизнес» просто перестало воспринимать такие инициативы? Не реагирует на них как на нечто несущественное и не верит, что может что-то поменяться, так как само явление (коррупции) стало важным интегрированным элементом всей системы «бизнес-общество-государство», удаление которого противопоказано, как говорится, «по жизненным показаниям»? Риторические вопросы, согласен... Давайте тогда закончим риторику (хотя задуматься стоит) и кратко попытаемся зафиксировать основные моменты упомянутого начинания наших бизнес-элит.
Не буду перечислять все двенадцать установленных хартией принципов недопущения и противодействия коррупции, описывать рекомендации по внедрению в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики и так далее.
Первое, что важно – хартия дает возможность бизнесу взять на себя инициативу по борьбе с коррупцией. Она предлагает компаниям, как говорится, начать с себя: разработать и внедрить политики и программы, поддерживать соблюдение внедренных антикоррупционных процедур, вводить прозрачные механизмы закупок и многое другое. Заявлено, что будут разработаны меры государственного и репутационного стимулирования внедрения антикоррупционных практик. Помимо этого предусматривается создание и ведение открытого Реестра компаний – членов хартии, а также антикоррупционной экспертизы и организации процедуры общественного подтверждения внедрения положений хартии.
Второй аспект заключается в том, что основные положения хартии (например: построение взаимоотношений с контрагентом с учетом принципов антикоррупционной политики; оценка уровня благонадежности и наличия антикоррупционных программ у контрагента и др.) могут, с высокой долей вероятности, в обозримом будущем быть инкорпорированы в российское законодательство и стать обязательными. По нашему мнению, это, безусловно, положительная тенденция. Нормативное закрепление обязательных антикоррупционных механизмов позволит основной массе российского бизнеса стать ближе к международным стандартам корпоративного управления, снизить уровень корпоративного мошенничества, повысить конкурентоспособность.
Скорее всего, многие заметят, что если внедрение антикоррупционных программ и станет обязательным, то эта инициатива рискует превратиться в полную формальность и ничего соблюдаться в итоге не будет. Специалисты смогут в этом месте привести в пример Enron Corporation, чей кодекс корпоративного поведения считался практически образцовым… С такой критикой действительно трудно спорить. Но практика показывает, что эффективная борьба с коррупцией в рамках отдельно взятых корпораций, компаний и небольших фирм возможна. Таких примеров множество даже сейчас. Все они – результаты трудной работы, требующей каждодневных волевых усилий, знания специальных процедур, применения эффективных методик и, зачастую, бескомпромиссного подхода. И мне кажется, что подписанная в сентябре Антикоррупционная хартия и в особенности последующие меры по реализации ее положений, действительно могут стать отправной точкой системного процесса снижения уровня коррупции в российском бизнесе.