января
2014
Тройка за госзакупки
Коллектив авторов, VEGAS LEX
Татарстан занял 36-е из 83 мест в Национальном рейтинге прозрачности закупок (НРПЗ) в государственном секторе. Раньше республика была среди лидеров, но, как сейчас стало ясно, за счет хорошего сайта госзакупок. Теперь этот критерий не учитывается в рейтинге.
При проведении тендеров заказчики республиканского и муниципального уровней не обеспечивают высокой прозрачности, пришли к выводу авторы НРПЗ за 2013 г. И те и другие организуют торги средней степени открытости (третий уровень из пяти, см. врез). Из 83 субъектов РФ, участвующих в рейтинге, Татарстан занял 36-е место, а Казань — 35-е из 85 городов. На региональном уровне наиболее открытая система торгов — в Москве, на муниципальном — в Нижнем Новгороде (но Нижегородская область — на 56-м месте).
Республиканское управление госзакупок в 2013 г. провело 1806 торгов на общую сумму 3,9 млрд руб., самый распространенный предмет тендеров — поставка бензина (21,7% в объеме торгов) и транспорта (19%). Во втором полугодии 2012 г. и в первом полугодии 2013 г. почти 20% аукционов в Татарстане прошли при участии единственного поставщика, в среднем по субъектам этот показатель составляет 21,4%, сообщил «Ведомостям» председатель оргкомитета НРПЗ Антон Назаркин. «Это умеренно-положительный факт, но на рейтинг влияли и другие критерии», — продолжает он. Например, доля процедур, не обеспеченных заявками, которая в республике выше средней — 11,7% (среднее значение — 9,4%). Больше в Татарстане и количество торгов, по которым на федеральном сайте закупок нет протоколов (2,7% против средних 2,5%), а вот среднее количество поставщиков, допущенных к электронным аукционам, — наоборот: 2,4 против 2,6, говорит Назаркин.
С 2006 по 2009 г. Татарстан был в тройке регионов с самой прозрачной системой закупок по версии НРПЗ, говорит гендиректор республиканского Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Яков Геллер. По его словам, высокие позиции обеспечивала собственная автоматизированная система госзаказа. «Там размещались все местные тендеры, и была возможность отследить их статус на каждом этапе», — добавляет Геллер. В прошлых исследованиях НРПЗ состояние региональных сайтов закупок — функционал, удобство интерфейса — было важным критерием оценки, следует из описания методологии рейтинга. После создания в 2010 г. федерального портала закупок НРПЗ перестало оценивать региональные сайты.
Субъекты и муниципалитеты для размещения информации о тендерах могут создавать свои информационные системы, но они обязательно должны быть интегрированы с федеральным порталом, объясняет партнер King & Spalding Илья Рачков. Однако требования к ним российское правительство установило лишь в ноябре 2013 г., отмечает руководитель коммерческой группы Vegas Lex.
«В республике тендер можно выиграть и на общих условиях, но так бывает не всегда», — говорит участник аукционов в сфере телекоммуникаций. По его словам, в половине случаев техзадания и сроки выполнения работ пишутся под конкретную компанию. Это подтверждает другой бизнесмен: «Часто с помощью документации манипулируют с результатами торгов и побеждает заранее выбранный поставщик. Простые компании, у которых нет связей, стали понимать это и все реже идут на аукционы».
За январь — сентябрь прошлого года минфин Татарстана, курирующий соблюдение законодательства в сфере закупок, выдал заказчикам восемь предписаний о недопущении нарушений. По итогам проверок минфина возбуждено 84 административных дела. Жалоб от самих участников торгов за это время не поступало.
По данным НРПЗ, закупочные цены в госсекторе в среднем завышены на 5,5%, а от 20 до 45% от суммы контракта составляет стандартный размер отката чиновнику за победу на торгах. Объем госзаказа в 2013 г. НРПЗ оценивает в 6 трлн руб.
Артем Малютин
Ведомости — Казань