мая
2014
Новеллы ГК РФ о юрлицах
5 мая 2014 года принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Закон вводит в ГК РФ новые положения о юридических лицах (в том числе вопросы их создания, реорганизации, ликвидации и управления) и является самым масштабным актом в данной сфере за последние 20 лет.
Новая классификация
Закон предлагает новаторскую для российского права классификацию юридических лиц с дифференцированными принципами регулирования для организаций различного типа, а также предусматривает большое количество новых норм, посвященных отдельным вопросам. При этом к ключевым новеллам закона можно отнести следующие положения.
В системе юридических лиц выделяются коммерческие и некоммерческие организации (в зависимости от целей создания), исчерпывающий перечень которых указывается в ГК РФ. Предполагается, что создание юридических лиц в формах, не поименованных в ГК РФ, окажется невозможным (в отличие от настоящего времени, когда некоммерческие организации создаются в рамках постоянно расширяющегося перечня в специальном законодательстве). В то же время список организационно-правовых форм по закону включает уже существующие, кроме обществ с дополнительной ответственностью, показавших свою практическую несостоятельность для целей ведения бизнеса.
Юридические лица также подразделяются на корпорации и унитарные организации (по критерию наличия прав участия, членства). При этом хозяйственные общества, относящиеся к корпорациям, делятся на публичные и непубличные. К публичным обществам отнесены акционерные общества, акции которых обращаются на открытом рынке (в том числе на бирже) и (или) уставы которых содержат указание на публичность компании. Иные акционерные общества (независимо от количества акционеров), в также общества с ограниченной ответственностью признаются непубличными обществами. Если регулирование публичных обществ является преимущественно императивным и во многом запретительным (данные организации близки к нынешним открытым акционерным обществам), то непубличные общества подчинены преимущественно диспозитивным нормам и предоставляют их участникам широкие возможности для регламентации корпоративных отношений на уровне внутренних документов (уставов, различных регламентов и др.).
В частности, диспозитивность регулирования непубличных обществ допускает широкую дискрецию участников при формировании структуры и компетенции органов управления и контроля, определении порядка созыва, подготовки и проведения собраний участников, установлении порядка реализации преимущественного права, определении объема прав участника, непропорционального его доле в уставном капитале, и др.
К примеру, участники могут на свое усмотрение (с учетом нескольких императивных норм) расширить или сузить перечень вопросов компетенции собрания участников (в настоящее время данные возможности существенно ограничены в ООО и практически отсутствуют в АО), определить состав совета директоров без каких-либо ограничений (в настоящее время совет директоров АО формируется не менее чем из 5 членов), а также предусмотреть удобный для них формат проведения собраний участников. Кроме того, по примеру зарубежных юрисдикций допускается формирование в корпорациях нескольких исполнительных директоров, совместно или самостоятельно действующих от имени организации без доверенности.
Непубличные АО с точки зрения их регулирования сближаются с ООО. Так, в непубличном АО помимо гибких правил управления допускается исключение акционера, что в настоящее время де-юре возможно только в отношении участника ООО. В этой связи может быть спрогнозирован рост популярности формы непубличного АО в бизнес-среде на фоне более простого оборота акций, не требующего нотаризации сделок (по сравнению с оборотом долей в ООО).
Корпоративные нюансы
Вводится общие правила о корпоративном договоре (акционерное соглашение, договор об осуществлении прав участников). При этом в отличие от действующего порядка допускается возможность заключения корпоративного договора с участием третьего лица, имеющего охраняемый законом интерес (например, с ключевым кредитором общества). Кроме того, предусматриваются случаи, когда нарушение корпоративного договора может послужить основанием для признания недействительными решений собраний и сделок с акциями (долями).
Ужесточаются правила фиксации решений собраний участников обществ. Так, в отношении ООО вводится диспозитивное правило о нотариальном удостоверении принятых решений и состава участников собрания. В непубличном АО также необходимо нотариальное удостоверение, если функции счетной комиссии не выполняются представителями регистратора.
Далее расширяются и уточняются правила взыскания убытков с органов управления юридического лица и оспаривания сделок корпорации. Право на иск впервые предоставляется членам совета директоров, при этом в отношении исков участников вводятся правила коллективного иска. Требование в суд заявляет один из участников (несколько участников) компании, а другие участники могут к присоединиться к данному требованию в течение определенного периода времени. В случае пропуска срока для присоединения к такому требованию другие участники теряют право на самостоятельное заявление в суд тождественного требования. Кроме того, в некоторых случаях убытки могут быть взысканы с членов коллегиальных органов управления, проявивших бездействие (не принимавших участие в заседании без уважительных причин).
Следует также отметить, что принятый закон восполняет некоторые пробелы регулирования, выявленные практикой. Так, уточняется, что юридическое лицо несет риск неполучения юридически значимых сообщений, отправленных по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также предусматриваются последствия признания реорганизации юридического лица недействительной или несостоявшейся. При этом правила реорганизации становятся более гибкими, допуская комбинирование способов одновременной реорганизации нескольких компаний и предоставление кредиторам обеспечения их требований в целях сокращения общего срока проведения реорганизационных процедур.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года (в существенной части), однако массовая перерегистрация юридических лиц в принудительном порядке не предполагается.
В целом новые положения ГК РФ могут быть оценены в позитивном ключе с точки зрения бизнеса, поскольку реализуют многократно обсуждавшуюся на доктринальном уровне идею применения разных принципов регулирования публичных и частных компаний. В то же время текст принятого закона в известной мере является компромиссным и не включает многих значимых и необходимых для практики положений. В частности, с сожалением приходится констатировать отсутствие в законе имевшихся в ранних редакциях его проектов критериев аффилированности лиц, положений о праве суда на отказ от формального подхода к определению отношений взаимозависимости между лицами, а также норм об ответственности контролирующих лиц.