июля
2014
Добровольный надзор
VEGAS LEX_Рудоманов_эж-Юрист_07.2014
Скачать файлФайл добавлен | 15.07.2016 |
Презентация | .pdf (280 Кб) |
Государственная Дума 1 июля 2014 года приняла в первом чтении законопроект № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект предусматривает возможность применения налогового мониторинга крупными компаниями, то есть заключения налогоплательщиком с налоговым органом соглашения о расширенном информационном взаимодействии по организации доступа к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика. Заключение соглашения о расширенном информационном взаимодействии не является обязательным и заключается налогоплательщиком добровольно.
Заключить соглашение о налоговом мониторинге смогут организации-налогоплательщики, не являющиеся участниками консолидированной группы и отвечающие установленным критериям:
- совокупная сумма федеральных налогов за предшествующий год – не менее 500 млн. руб.;
- суммарный объем полученных доходов за предшествующий год – не менее 5 млрд. руб.;
- совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года – не менее 10 млрд. руб.
Срок действия соглашения о налоговом мониторинге может быть 1, 2 или 3 года. Если за 2 месяца до окончания срока действия соглашения ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть соглашение, то соглашение считается продленным на 3 года на тех же условиях.После заключения соглашения налогоплательщики будут предоставлять налоговому органу в режиме реального времени доступ к бухгалтерскому и налоговому учету. Налоговый орган в рамках осуществления налогового мониторинга как по собственной инициативе, так и по запросу налогоплательщика будет должен представить мотивированное мнение о порядке налогообложения хозяйственных операций.
В период действия соглашения о налоговом мониторинге налоговые органы будут не вправе проводить выездные налоговые проверки в отношении налогоплательщика, за исключением ряда случаев:
- соглашение досрочно прекращено;
- налогоплательщик не выполняет мотивированное мнение налогового органа или протокола взаимосогласительной процедуры;
- налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в которой отражена сумма налога в размере, меньшем ранее заявленном;
- налоговый орган получил информацию о нарушениях за период действия соглашения о налоговом мониторинге.
Отметим, что за налоговым органом на период действия соглашения сохраняется право на проведение камеральной налоговой проверки налогоплательщика.
В процессе налогового мониторинга налоговый орган направляет налогоплательщику мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу налогоплательщика о неопределенной правовой позиции.
В случае несогласия с мотивированным мнением налогоплательщик в течение 1 месяца со дня его получения представляет налоговому органу разногласия, которые в течение 3 дней со дня поступления направляются налоговым органом в ФНС России для инициирования взаимосогласительной процедуры.
В случае устранения разногласий по итогам взаимосогласительной процедуры составляется совместный протокол налогового органа и налогоплательщика.
Примечательно, что факт направления запроса о неопределенности правовой позиции в периоде действия соглашения будет включен в перечень смягчающих вину за совершение налогового правонарушения обстоятельств. Законопроект дополняет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. К таким обстоятельствам будут относиться выполнение мотивированных мнений налогового органа, данных в рамках налогового мониторинга, а также выполнения налогоплательщиком протокола, составленного по результатам проведения взаимосогласительной процедуры.
Действие соглашения о налоговом мониторинге прекращается досрочно в случае выявления фактов предоставления налогоплательщиком неполной или недостоверной информации в рамках соглашения о налоговом мониторинге либо по инициативе любой из сторон соглашения о расширенном информационном взаимодействии.
Налоговый мониторинг позволит снизить налоговые риски налогоплательщиков, сделав налогообложение отдельных операций более предсказуемым, фактически заменив выездные налоговые проверки крупных компаний новой формой контроля – налоговым мониторингом.
Принимая решение о том, необходим ли налоговый мониторинг, налогоплательщик должен определиться, нужна ли ему постоянная налоговая проверка, или, наоборот, специфика деятельности предусматривает постоянное возникновение спорных ситуаций, требующих оперативного взаимодействия с налоговым органом.
В случае принятия нововведений законопроект вступит в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.