+ 7 (495) 933-08-00

Публикации

6
ноября
2014

Долгосрочные нерегулируемые договоры теплоснабжения как способ минимизации рисков в теплоснабжении

Коллектив авторов, VEGAS LEX

VEGAS LEX_Новости теплоснабжения_11.2014

Скачать файл
Файл добавлен 15.07.2016
Презентация .pdf (50 Кб)

На сегодняшний день в преддверии реформирования теплоэнергетики и внедрения новой целевой модели рынка теплоснабжения одними из основных потребностей крупных потребителей тепловой энергии являются минимизация рисков на долгосрочную перспективу, связанных с возможным ростом тарифов на тепловую энергию (мощность), а также минимизация затрат на оплату тепловой энергии.

Одновременно с этим не менее важной потребностью генерирующих компаний является сохранение существующих потребителей, получающих тепловую энергию от централизованных источников тепловой энергии. Механизмом, способным минимизировать риски, связанные с переходом к новой модели рынка теплоснабжения, на долгосрочную перспективу, может послужить переход к применению нерегулируемых цен на тепловую энергию (мощность) в продолжительном временном периоде. В силу части 4 статьи 11 Федерального закона от 07.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации и потребители получили возможность в ряде случаев определять цену на тепловую энергию (мощность) по соглашению сторон.

Инструментом, посредством которого стороны могут реализовать данную возможность, а также минимизировать риски, связанные с изменением модели рынка тепловой энергии, является заключение долгосрочного нерегулируемого договора, в отношении которого государственное регулирование цен и тарифов на тепловую энергию (мощность) не применяется. На сегодняшний день заключение подобного вида договоров возможно в отношении объектов, потребляющих тепловую энергию (мощность), теплоноситель, введенных (вводимых) в эксплуатацию после 1 января 2010 г. Детально процедура заключения указанного вида договоров регламентирована Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г., утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (далее везде – Правила заключения договоров, Правила).

Правила заключения договоров устанавливают два необходимых условия для заключения подобных договоров:

наличие технологической возможности снабжения тепловой энергией (мощностью) и (или) теплоносителем от источников тепловой энергии (источник тепловой энергии – устройство, предназначенное для производства тепловой энергии (статья 2, № 190-ФЗ). – Прим. авт.);

отсутствие отрицательных тарифных последствий. Рассмотрим каждое из приведенных условий. Пунктом 3 Правил заключения договоров установлены критерии технологической возможности осуществления теплоснабжения от источников тепловой энергии, а именно:

имеются документы, подтверждающие, что теплопотребляющий объект и источник тепловой энергии в установленном порядке подключены к системе теплоснабжения;

потребителем тепловой энергии (теплоснабжающей организацией в отношении источника тепловой энергии) заключен договор о подключении к системе теплоснабжения в отношении такого теплопотребляющего объекта;

имеются технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку (мощность) и сроки подключения теплопотребляющего объекта (источника тепловой энергии) к сетям теплоснабжения, предоставленные в порядке, установленном градостроительным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил заключения договоров отсутствие отрицательных тарифных последствий означает, что заключение долгосрочного нерегулируемого договора не влечет за собой дополнительное увеличение тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие объекты которых введены в эксплуатацию до 1 января 2010 г.

Отсутствие отрицательных тарифных последствий подтверждается заключением органа регулирования, который принимает решение об установлении тарифа для теплоснабжающей организации (региональные энергетические комиссии, комитеты, региональные службы по тарифам. – Прим. авт.).

Процедура выдачи подобного заключения регламентирована приказом ФСТ России от 22.02.2013 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки и предоставления заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определяемым по соглашению сторон» и включает в себя следующие этапы:

обращение заявителя с целью подготовки и предоставления заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий;

извещение заявителя о принятии обращения к рассмотрению в течение 10 дней с даты его поступления в орган регулирования;

принятие решения о наличии/отсутствии отрицательных тарифных последствий в течение 20 дней с момента поступления обращения в орган регулирования.

Согласно пункту 11 данного приказа, отрицательные тарифные последствия в результате заключения нерегулируемых долгосрочных договоров отсутствуют в случае, если значение рассчитанного единого тарифа, определенного без учета приобретения объема тепловой энергии (мощности), производимого источником тепловой энергии, в отношении которого заключен долгосрочный нерегулируемый договор, не превышает установленный единый тариф на тепловую энергию (мощность) для потребителей в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации (в соответствии с пунктами 3, 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа. Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения. – Прим. авт.).

Таким образом, при выполнении всех вышеуказанных условий стороны могут урегулировать взаимоотношения по поставке тепловой энергии (мощности) посредством заключения долгосрочного нерегулируемого договора.

Однако, в связи с наличием большого количества административных препятствий, практика заключения долгосрочных нерегулируемых договоров не является многочисленной и находится в процессе формирования. Стоит отметить, что в числе первых долгосрочный нерегулируемый контракт был заключен между ОАО «Территориальная генерирующая компания №6» и ООО «РусВинил» сроком на 10 лет.

Преимущества модели долгосрочных нерегулируемых договоров

Несмотря на достаточно сложную процедуру заключения, долгосрочные нерегулируемые договоры предоставляют лицам, его заключившим, неоспоримые преимущества:

Взаимовыгодные условия. Стороны вправе определить взаимовыгодную цену тепловой энергии (теплоносителя), при установлении которой учитываются интересы как поставщика, так и потребителя тепловой энергии, без применения в расчетах метода перекрестного субсидирования.

Стабильные долгосрочные цены на тепловую энергию (теплоноситель) в условиях реформирования теплоэнергетики. В свете планируемого изменения модели рынка тепла, заключая долгосрочные нерегулируемые договоры, стороны предусматривают стабильные долгосрочные цены тепловой энергии, что снижает экономические и финансовые риски, связанные с возможным ростом тарифов на тепловую энергию (мощность). В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, по общему правилу, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Таким образом, в случае изменения законодательства с наибольшей долей вероятности условия заключенных договоров, в том числе о цене, сохранят свою силу. Заключение долгосрочного нерегулируемого договора может явиться своеобразной гарантией сохранения договорных обязательств между сторонами на долгосрочную перспективу, а также заинтересованности потребителя в приобретении тепловой энергии (мощности), поступающей непосредственно с централизованного источника тепловой энергии.



Подать заявку на участие

Соглашение

Обратная связь по мероприятию

Оценка:

Соглашение