декабря
2014
Неурожай импорта
Объем импорта фруктов и овощей из стран Европы в ПФО сократился в 50–60 раз. По данным Приволжского таможенного управления, если до введения режима эмбарго на территорию округа завозилось ежемесячно 9–11 тыс. т таких товаров, то теперь 150–200 т. При этом растет объем контрабанды из стран Таможенного союза. Чтобы этому противостоять, таможенники предлагают ужесточить административную ответственность за нарушение законодательства и договориться с Казахстаном и Белоруссией о единых условиях импорта.
Вчера на пресс-конференции начальник Приволжской оперативной таможни Анатолий Балтыков сообщил, что до введения режима эмбарго 1 августа 2014 года ежемесячно на территории ПФО декларировалось 3–4 тыс. т импортных овощей и 6–7 тыс. т фруктов, а с сентября таможни фиксируют существенное снижение — до 150–200 т в целом. При этом существенно выросли объемы незаконных поставок. «Продукция провозится через Россию транзитом, затем завозится в Казахстан, декларируется как товар Таможенного союза и снова ввозится в Россию. Причем в ряде случаев участники ВЭД даже не утруждаются перегрузить товар на другие машины: ввезли на фурах международных перевозчиков, задекларировали в Казахстане и на тех же машинах отправили в Россию», — рассказал Анатолий Балтыков.
Оперативники пытаются противодействовать этим схемам. Так, в Самарской области на таможне остановили грузовик, который перевозил из Казахстана в Литву свиной шпик без разрешительных документов, а позднее региональные таможенники задержали еще 11 тягачей, которые везли из Казахстана в Москву без ветеринарных сертификатов десятки тонн окорока, шпика и свиного языка. Сотрудники Оренбургской таможни задержали две машины, которые якобы перевозили полуфабрикаты картофеля и супа с шампиньонами. Но когда таможенники отодвинули паллеты с этой продукцией, за ними оказался свиной шпик. «Это классическая схема, когда одна продукция ввозится под видом другой», — отметил Анатолий Балтыков, вспомнив «лихие 90-е». А на территории Нижегородской таможни задержали большегруз с партией польских яблок, хотя по сертификатам товар проходил как сербский. Во всех случаях груз изымался Россельхознадзором и уничтожался.
Таможенники признают, что выдворение груза и штрафы неэффективны в борьбе с нелегальным импортом, и ждут роста потоков контрабанды. «Штрафы у таможенных служб небольшие — несколько тысяч рублей. Кроме того, по суду мы не можем требовать уничтожения товара — можем только инициировать передачу продукции Россельхознадзору. Кроме того, зачастую штрафы, наложенные на зарубежных грузоотправителей или грузополучателей, не выплачиваются, если по КоАП им не грозит лишение лицензии», — поясняет Анатолий Балтыков. По его мнению, решить проблему может только внесение изменений в таможенное законодательство России, Казахстана и Белоруссии и «выработка единой позиции»: «У нас должны быть единые правила игры для всех. Потому что когда одна страна запрещает ввозить товар, а другая — нет, то оттуда, где запрета нет, пойдут потоки контрабанды. Потому что дешевле делать так, чем не ввозить ничего, иначе бизнесмены разорятся».
Управляющий Поволжской дирекцией VEGAS LEX Александр Вязовик полагает, что ужесточение административных мер в отношении участников ВЭД не так эффективно, как экономические меры государства, которые сделали бы нелегальный ввоз запрещенных товаров на территорию России невыгодным. Что касается внесения изменений в единое таможенное законодательство, которые могли бы ограничить ввоз товаров из Европы на территорию Казахстана и Белоруссии, то, по мнению юриста, это вопрос политического характера: «В отношении Казахстана и Белоруссии санкции не применялись, и они, по понятным причинам, не запрещали ввоз на свою территорию товаров из Европы. Если Россия захочет, чтобы они присоединились к ответным санкциям, то ей, вероятно, нужно будет сделать встречное предложение партнерам, чтобы компенсировать их потери».