июня
2020
Поправки в антимонопольный комплаенс
ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Правовое регулирование института антимонопольного комплаенса на уровне федерального законодательства предусмотрено Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг.2 С 12 марта 2020 г. вступили в силу изменения, согласно которым в Законе о защите конкуренции определены понятие антимонопольного комплаенса и основные требования к нему (далее - Изменения).
Понятие антимонопольного комплаенса: в законе появилось определение «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», под которой понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение компанией требований антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушений (далее - Система антимонопольного комплаенса). Принятое законодателем определение отражает традиционный подход к антимонопольному комплаенсу как к одному из институтов предупреждения правонарушений антимонопольного законодательства3. Согласно пояснительной записке к проекту Изменений, эффективность мер, стимулирующих соблюдение антимонопольного законодательств/J, свидетельствует о необходимости развития таких механизмов. Одним из инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и снижения антимонопольных рисков для хозяйствующих субъектов является Система антимонопольного комплаенса.
Принцип добровольности: внедрение Системы антимонопольного комплаенса является правом, а не обязанностью компании. При принятии компанией решения о внедрении Системы антимонопольного комплаенса компания, по общему правилу, свободна в таком решении. В то же время из данного принципа существуют исключения, которые мы рассмотрим далее более подробно.
Требования к внутренним документам компании: внутренние документы компании о Системе антимонопольного комплаенса должны содержать следующие обязательные требования:
- требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью компании;
- меры по снижению антимонопольных рисков; меры по контролю за функционированием Системы антимонопольного комплаенса;
- порядок ознакомления сотрудников компа-нии с внутренними документами о системе антимонопольного комплаенса;
- информация о должностном лице, ответственном за функционирование Системы антимонопольного комплаенса.
Кроме того, компании имеют право своими локальными актами включать дополнительные требования к организации Системы антимонопольного комплаенса.
Таким образом, законодатель, закрепляя только общий перечень требований к документам, оставляет компаниям возможность наиболее эффективного построения Системы антимонопольного комплаенса с учетом специфики своей деятельности.
Размещение на сайте информации о Системе антимонопольного комплаенса: на сайте компании на русском языке подлежит опубликованию информация о принятых и применяемых в компании внутренних документах о Системе антимонопольного комплаенса. Обязательным является именно размещение информации о документах, при этом обязательное размещение самих документов законодательством не предусмотрено.
Возможность согласования Системы антимонопольного комплаенса с ФАС России: компания вправе согласовать с антимонопольным органом документы или проекты документов о применяемых мерах антимонопольного комплаенса. В случае направления указанных документов (проектов) ФАС России в течение тридцати дней рассматривает указанные документы (проекты) и дает заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства6. В пояснительной записке к Изменениям указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии документов или проектов документов о применяемых мерах антимонопольного комплаенса требованиям антимонапольного законодательства компания не может быть признана нарушившей антимонопольное законодательство, если ее действия осуществляются в рамках согласованных правил Системы антимонопольного комплаенса. Однако указанное правило содержится только в пояснительной записке и отсутствует в Изменениях. Тем не менее компания вправе ссылаться на осуществление действий в соответствии с согласованной ФАС России Системой антимонопольного комnлаенса и отсутствие нарушения антимонопольного законодательства. В случае несогласия с указанными доводами ФАС России необходимо будет указать в решении доказательства, на которых основаны ее выводы, и представить мотивы, по которым отклонены доводы о соответствии действий компании Системе антимонопольного комплаенса.
ПРИНЦИП ДОБРОВОЛЬНОСТИ
Несмотря на то что Изменения вступили в силу только сейчас, антимонопольный комплаенс уже довольно давно стал частью российской правовой реальности. 06 этом свидетельствует успешное использование антимонопольного комплаенса некоторыми компаниями в Российской Федерации, а также многочисленные дискуссии и обсуждения института антимонопольного комплаенса в научном и профессиональном сообществе.
Тем не менее остается актуальным вопрос о том, нужно ли внедрять антимонопольный комплаенс в компании, если он является необязательным. в ряде случаев указанный вопрос подменяется утверждением о том, что антимонопольный комплаенс не нужен компании, поскольку не является обязательным.
Необходимо отметить, что принцип добровольности может иметь исключения.
В практике антимонопольных органов встречаются случаи внедрения отдельных элементов антимонопольного комnлаенса через поведенческие предписания ФАС России в рамках разбирательств либо в рамках согласования сделок экономической концентрации.
Более того, в 2018 г. в рамках согласования сделки экономический концентрации ФАС России выдала заявителю предписание, содержащее требование о разработке и согласовании с ФАС России системы антимонопольного комплаенса.
Напомним, что в силу ст. 36 Закона о защите конкуренции предписания антимонопольного органа являются обязательными для исполнения. таким образом, выдача компаниям предписания с требованием внедрить систему антимонопольного комплаенса либо ее отдельные элементы накладывает на такую компанию соответствующие обязанности по исполнению.
Учитывая указанную практику антимонопольного органа, рассмотрим вопрос о соотношении следующих норм Закона о защите конкуренции:
-
о праве хозяйствующего субъекта организовать Систему антимонопольного комплаенса в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения (норма 1);
-
о праве хозяйствующего субъекта согласовать Систему антимонопольного комплаенса с ФАС России (норма 2);
- о полномочии антимонопольного органа выдавать предписания о разработке и согласовании с ФАС России Системы антимонопольного комплаенса (о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции) при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также в случае принятия решения о согласовании сделки экономической концентрации (норма 3).
Несмотря на отсутствие правоприменительной практики, в которой рассматривался бы вопрос о соотношении указанных норм, представляется, что разграничение норм 1-3 возможно осуществить по целям их реализации:
- в отношении права хозяйствующего субъекта целью реализации является соблюдение антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
- в отношении полномочия антимонопольного органа о выдаче предписания целью реализации является обеспечение конкуренции.
Кроме того, антимонопольный орган может обязать хозяйствующего субъекта принять и согласовать Систему антимонопольного комплаенса только в определенных в законе случаях -по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также при принятии решения о согласовании сделки экономической концентрации. Следовательно, норма 1 и норма 2 соотносятся с нормой 3 как общие нормы со специальной нормой.
Специальная норма обладает приоритетом перед общими нормами. Таким образом, принимая во внимание рассмотренную практику антимонопольного органа, необходимо учитывать, что внедрение и согласование с ФАС России системы антимонопольного комплаенса может стать для компании обязанностью в случае выдачи антимонопольным органом соответствующего предписания.
НУЖЕН ЛИ КОМПЛАЕНС?
Даже в случаях, когда у компании отсутствует обязанность внедрить антимонопольный комплаенс, само по себе наличие правовой нормы о необязательности антимонопольного комплаенса является недостаточным аргументом для отказа от внедрения такой системы. Для принятия обоснованного решения по вопросу внедрения Системы антимонопольного комплаенса рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:
- антимонопольный комплаенс -это не бремя, а возможность повышения эффективности принятия решений и действий в компании посредством устранения или снижения антимонопольных рисков;
- необходимо сопоставлять потенциальный негативный эффект от реализации антимонопольных рисков с финансовыми, временными;
- рассмотрения указанного обстоятельства в качестве смягчающего.
Для того чтобы наличие Системы антимонопольного комплаенса было учтено ФАС России при привлечении к административной ответственности, необходимо доказать функционирование Системы антимонопольного комплаенса. На текущий момент критерии для признания Системы антимонопольного комплаенса функционирующей отсутствуют в законодательстве, а также не сформированы в правоприменительной практике. Функционирование Системы антимонопольного комплаенса будет оцениваться исходя их обстоятельств рассматриваемого дела.
Кроме того, функционирование Системы антимонопольного комплаенса учитывается при проведении плановых проверок антимонопольным органом. Частота проверок зависит от категории риска компании: для компаний со средней категорией риска - истечение трех лет со дня проведения последней плановой проверки, создания компании, для компаний с умеренной категорией риска - истечение пяти лет, для низкой категории риска - не проводятся.
Категория риска компании может быть понижена при наличии в совокупности следующих условий:
- отсутствие в течение трех лет вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства;
- функционирование у хозяйствующего субъекта не менее одного года Системы антимонопольного комплаенса.
Несмотря на приведенные выше преимущества внедрения Системы антимонопольного комплаенса, на практике может возникнуть вопрос, не является ли более рациональным использование ресурсов компании на стадии реализации риска, например, когда антимонопольным органом усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях компании? Однако такой подход существенно сокращает возможности компании для устранения или минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Действия компании, в которых усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, при отсутствии у компании убедительного экономического и иного обоснования совершаемых действий, с высокой вероятностью могут быть квалифицированы как нарушающие антимонопольное законодательство.
Таким образом, стратегически для компании более выгодно проведение серьезной предварительной юридической работы по оценке рисков, а также ведение хозяйственной деятельности с соблюдением правил Системы антимонопольного комплаенса. В результате такой работы компания сформирует более качественное и убедительное обоснование своих действий на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и существенно снизит возможный негативный эффект от реализации рисков.
С полной версией статьи Вы можете ознакомиться по ссылке: https://ao-journal.ru/journal/lib/ejournal/detail/ArticleID/1853/%d0%9f%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b...