февраля
2016
Антимонопольным органам ограничили компетенцию по рассмотрению обращений физлиц
В связи с вступлением в силу "четвертого антимонопольного пакета" существенно ограничена компетенция антимонопольных органов по рассмотрению обращений граждан.
Из полномочий антимонопольных органов исключено рассмотрение заявлений физлиц, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности или нарушением прав неопределенного круга лиц.
Стоит отметить, что подобные обращения занимали львиную долю всех обращений в антимонопольный орган, например с заявлениями о злоупотреблении доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или иным инфраструктурным объектам. В целях обеспечения реальной защиты прав граждан Федеральная антимонопольная служба России разъяснила порядок рассмотрения обращений в новых реалиях применения Закона о защите конкуренции.
Так, согласно Письму ФАС России от 28.12.2015 № СП/75571/15, с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей, подлежат направлению в течение семи дней с момента их регистрации в соответствующий орган исполнительной власти на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59–ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.
Таким образом, заявление гражданина об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов:
• в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, — подлежит направлению в Роспотребнадзор;
• в связи с нарушением правил предоставления коммунальных услуг — подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора;
• в связи с ущемлением его интересов страховыми организациями — подлежит направлению в Банк России.
Следовательно, новеллы в антимонопольном законодательстве позволили акцентировать внимание антимонопольных органов на действительно серьезных антиконкурентных нарушениях, сохранив при этом важную функцию по обеспечению защиты прав и интересов физических лиц компетентными государственными органами.