марта
2019
Избыточные требования к содержанию устава предлагают отменить
Толкачев_Акционерное общество_Отмена избыточных требований устава_03.2019
Скачать файлФайл добавлен | 29.03.2019 |
Презентация | .pdf (310 Кб) |
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) для хозяйственных обществ единственным учредительным документом является его устав.
В процессе функционирования общества устав, являясь учредительным документом общества, регулирует как внутриорганизационные отношения общества (например, взаимоотношения между акционерами и менеджментом общества, порядок принятия решений органами общества, порядок предоставления информации и так далее), так и отношения между хозяйственным обществом и иными участниками гражданского оборота (например, порядок одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью).
Учитывая важность устава хозяйственного общества как для акционеров, так и для всего гражданского оборота в целом, Закон об АО предусматривает множественные требования к его содержанию. По мнению Министерства экономического развития Российской Федерации часть предусмотренных российским законодательством требований к содержанию устава являются избыточными. По этой причине 15 октября 2018 года Минэкономразвития России подготовило законопроект, предлагающий оптимизировать указанные требования (далее – Законопроект).
Анализ Закона об АО позволяет выделить следующие основные сведения, включение которых в устав является обязательным:
-
полное и сокращенное фирменные наименования общества (п. 3 ст. 11 Закона об АО);
-
место нахождения общества (п. 3 ст. 11 Закона об АО);
-
количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом (п. 3 ст. 11 Закона об АО);
-
количество, номинальную стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями (п. 1 ст. 27 Закона об АО);
-
права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа) (п. 3 ст. 11 Закона об АО);
-
размер дивидендов и (или) ликвидационная стоимость по привилегированным акциям каждого типа, а также очередности их выплаты (п. 2 ст. 32 Закона об АО);
-
размер уставного капитала общества (п. 3 ст. 11 Закона об АО);
-
структура и компетенция органов управления общества, и порядок принятия ими решений (п. 3 ст. 11 Закона об АО);
-
срок проведения, порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно (п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 47 Закона об АО);
-
размер резервного фонда и размер ежегодных отчислений в него (п.1 ст. 35 Закона об АО);
-
количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и кворум и при проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 68 Закона об АО).
-
указание на публичный статус общества;
-
указание на наличие в структуре органов управления совета директоров (наблюдательного совета), его компетенцию и порядок принятия им решений;
-
сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании (п. 1 ст. 85 Закона об АО);
Законопроект, в свою очередь, предусматривает внесение поправок лишь в некоторые из перечисленных выше требований, а именно в статьи 35, 47, 66, 68 и 70 Закона об АО, устанавливающие:
-
размер резервного фонда;
-
сроки проведения общего собрания акционеров (далее – ОСА);
-
количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества;
-
кворум для проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа общества.
Формулировки представленных законопроектом изменений приведены в таблице ниже (изменения выделены желтым):
№ |
Номер статьи |
Текущая редакция Закона об АО |
Редакция, предусмотренная Законопроектом |
Комментарий к Законопроекту |
1. |
абз. 6 п. 3, ст. 11 |
права акционеров – владельцев акций каждой категории (типа). |
права акционеров – владельцев привилегированных акций каждого типа. |
Указываются только права акционеров – владельцев привилегированным акций, а не всех акционеров общества. |
2. |
абз. 1, |
Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями. |
Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые привилегированными акциями каждого типа. |
Указываются только права акционеров – владельцев привилегированным акций, а не всех акционеров общества. |
3. |
абз. 1 и 2, |
В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. |
В обществе создается резервный фонд в размере 5 процентов от его уставного капитала, если уставом общества не предусмотрено его создание в большем размере. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного абзацем первым пункта 1 настоящей статьи. Размер ежегодных отчислений должен составлять 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, если больший размер отчислений не предусмотрен уставом общества |
По умолчанию, резервный фонд будет создаваться в размере 5 % от уставного капитала. Размер ежегодных отчислений будут составлять ровно 5% от чистой прибыли. |
4. |
абз. 3, |
Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года. |
Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года, если иные требования к сроку его проведения в пределах указанного срока не установлены уставом общества. |
Удалена ссылка на необходимость установления срока в уставе. Общие требования к сроку проведения не изменятся – не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания отчетного года. |
5. |
п. 3, ст. 66 |
Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов. Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов. |
Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет пять членов, если больший количественный состав не предусмотрен уставом общества или решением общего собрания акционеров. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более одной тысячи составляет семь членов, а общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более десяти тысяч - девять членов, если больший количественный состав не предусмотрен уставом таких обществ или решением общего собрания акционеров. |
Удалена ссылка на необходимость определение количества членов совета директоров в уставе. По умолчанию членов совета директоров должно быть пять, семь или девять в зависимости от количества акционеров. |
6. |
п. 2, ст. 68 |
Кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества |
Заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, если больший кворум для проведения заседания не установлен уставом общества. |
Удалена ссылка на необходимость определения кворума в уставе. По умолчанию кворум будет составлять не менее половины членов совета директоров. |
7. |
абз. 1, ст. 70 |
Кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) определяется уставом общества или внутренним документом общества и должен составлять не менее половины числа избранных членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции)
|
Заседание коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) правомочно (имеет кворум), если в нем принимают участие не менее половины от числа избранных членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), если больший кворум для проведения заседания не установлен уставом общества или внутренним документом общества |
Удалена ссылка на необходимость определения кворума в уставе. По умолчанию кворум будет составлять не менее половины избранных членов коллегиального исполнительного органа. |
Как следует из указанной выше таблицы, предлагаемые Минэкономразвития России изменения, носят скорее лингвистический характер (см. изменения под номерами 3 – 7) и заключаются в изменении формулировок на более точные и определенные (переход от формулировок: "определяется уставом общества" … "но не может быть менее чем", в пользу "составляет …" … "если уставом не предусмотрено иное).
При этом, содержание предлагаемых Законопроектом изменений не носит императивный характер. Иными словами, учредители акционерного общества, по-прежнему, смогут диспозитивно закрепить в уставе иной порядок регулирования положений, указанных в Законопроекте, в пределах, установленных Законом об АО.
Наиболее существенным изменением является возможность закрепить в уставе сведения только о правах акционеров – владельцев привилегированных акций (см. изменения под номерам 1 и 2). Таким образом, при подготовке устава акционерного общества учредители смогут избежать дублирования положений Закона об АО в части прав акционеров – владельцев обыкновенных акций общества.
В целом, по нашему мнению, предлагаемые в Законопроекте изменения носят положительный характер, поскольку упрощают подготовку устава общества, что позволит уменьшить количество возможных споров с акционерами[1], Центральным Банком Российской Федерации[2] и иными лицами по поводу содержания устава акционерного общества.
[1] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.12.2013 № Ф03-6045/2013 по делу № А51-13735/2012; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2009 № Ф04-1720/2009(3046-А70-16) по делу № А70-4288/2008.
[2] Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 года № 07АП-2810/2016 по делу № А45-23824/2015; Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2012 по делу № А40-41986/12-159-377; Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2008 № КГ-А40/9119-08 по делу № А40-6218/08-153-23.